Под конец 2020 года у уральских православных произошла масса событий, которые, можно сказать, войдут в историю. Это и смена митрополита в Екатеринбургской епархии, и штурм Среднеуральского монастыря, и арест экс-схиигумена Сергия (Николая Романова) и многое другое. Мы отправились в Верхотурье, чтобы обо всем этом поговорить с новым митрополитом Евгением. Он ответил, кто отдал приказ штурмовать мятежную обитель и что будет с людьми, которые там живут. Владыка также рассказал про отношение к коронавирусу и что сам недавно переболел этой заразой.
— Владыка Евгений, скажите, пожалуйста, с каким настроем и ощущением мы входим в 2021 год?
— Самые часто упоминаемые слова в 2020 году: болезнь, вирус, пандемия. Наверное, так же часто говорили в 1941 году: немцы, фашисты, война. Но с самого первого дня войны, если помните, обращение будущего патриарха Сергия [Страгородского] (был главой РПЦ с 12 сентября 1943 года по 15 мая 1944 года. — Прим. ред.), а потом эти слова повторил главнокомандующий Иосиф Сталин: они сказали, что победа будет за нами. Даже когда немцы были у ворот Москвы, всё равно говорили, что победа будет за нами. Прошло четыре года, и мы одержали победу.
Сейчас, в начале 2021 года, хочется сказать, что победа будет за теми людьми, которые, как в песне: «Нужно быть спокойным и упрямым, чтоб порой от жизни получать радости скупые телеграммы». Победа будет за нами.
«Если мы заболеем, если кто-то умрет с верой во Христа, это будет нестрашно, потому что мы все умрем»
Но один человек живет уныло и умирает в страхе, а у христианина есть возможность жить в радости. И для него смерть — это не смерть в обычном понимании слова, потому что Христос ее победил, поэтому ему не страшно. Поэтому я пожелаю жить в радости, не в боязни, что завтра какая-то муха укусит, и мы все будем болеть, на улицу не выйдем. Победа будет за нами, хочется, чтобы это понимание было у каждого человека, что бацилла не побеждена, что уныние и страх будут побеждены, чтобы были другие, более позитивные тренды в 2021 году.
— Сейчас во всем мире большие надежды возлагаются на вакцинацию от коронавируса. Думаете, она поможет справиться с пандемией?
— Вакцина — это плод трудов умных людей, сумма знаний и работа врачей в течение нескольких столетий. Сначала изобрели пенициллин, потом другие сложные лекарства, которые реально помогают людям. Я бы хотел пожелать, чтобы врачи нашли эффективное лекарство от этой заразы и от других болезней тоже. Но как христианин, как священник, как архиерей я помню слова Священного писания, которые гласят: не надейтесь на князей, на сынов человеческих, не надейтесь только на врачей, на ученых, которые изобретут таблетку для бессмертия.
Надеяться надо на Господа Бога — какими бы мы здоровыми ни жили, всё равно встречи с Богом нам не миновать. И качество этой встречи зависит от качества нашей жизни. Если человек живет по заповедям Божьим, ему не страшна смерть и болезнь. Даже если поставит прививку, это ничего не значит. Есть люди, которые ищут каких-то страхов, например, боятся штрих-кодов, боятся делать прививку, а христианин призван быть радостным. Я знаю много христиан, которые живут в радости и ходят немного выше того, что нагнетается по разным информационным поводам.
— Вы бы сами поставили себе вакцину от коронавируса?
«В 2020 году мне довелось полноценно переболеть этой болезнью, и у меня есть антитела, которые являются препятствием для вакцины»
По таким вопросам я стараюсь советоваться с врачами. Не через газеты или интернет, а разговаривать со специалистами, которым я доверяю. Пока что вопросов, делать или не делать, не возникало.
При этом врачи запрещают всем ставить вакцину, есть много противопоказаний, кому-то нельзя, а кому-то и вовсе не нужно. При этом напугать стараются всех. Здесь я бы отделил проблему медицинскую — как сделать так, чтобы после прививки появились антитела, от социальной проблемы — как не нагнетать и не пугать людей.
— Звучит так, что вы не совсем доверяете прививкам.
— У меня на глазах есть примеры, когда дети становились инвалидами из-за некорректно сделанной прививки. Из-за того, что не так хранили, не вовремя поставили. К этому процессу нельзя подходить легкомысленно. Давайте серьезно и профессионально относиться к вакцинации и слушать доброжелательных профессионалов. А всех загонять под одну гребенку, наверное, не стоит. Я бы убрал этот психоз и выступил за рациональный подход к этому вопросу.
— Вопрос про события в Среднеуральском монастыре в ночь 29 декабря. Были ОМОНовцы, была применена физическая сила. Экс-схиигумена Сергия задержали, а потом арестовали. По-вашему, можно было бы избежать силовой операции?
— Возможно, могли бы быть и другие методы [решения вопроса со Среднеуральским монастырем]. Та сила, которая была применена со стороны Церкви, — я тут имею в виду те свидетельства, что человек ведет себя не так, как должен вести себя православный священник, — это было выражено в запрещении служения и в снятии священного сана, и даже в отлучении от Церкви. Это то, что сделала Церковь, на этом была поставлена точка.
— С действиями Церкви понятно. А вы были в курсе происходящего?
—То, что происходило потом в монастыре, — это государство приняло такое решение.
«Оно [государство] приняло решение, оно не поставило в известность ни архиерея, ни какого-то священника»
Даже, насколько мне известно, некоторые региональные руководители высокого уровня не знали о том, что планируется такая операция. Поэтому комментировать то, что планировалось и каким образом, — это глупо. Государство сделало то, что сочло нужным, и об этом вам вопрос однозначно нужно задать тем компетентным лицам, которые принимали решение. Могли ли по-другому, а скажите как; не могли — а почему?
— Владыка, а что вы думаете по поводу ареста экс-схиигумена Сергия?
— Я наблюдаю этот процесс со стороны и, конечно, стараюсь молиться о людях, которые находятся в заключении. Нисколько не злорадствуя и прося, чтобы нахождение там [в СИЗО] принесло человеку пользу.
В 20–30 годы XX столетия многие священники находились в очень жестких условиях, в лагерях. Когда они выходили оттуда, говорили, что это были самые благословенные дни жизни. Потому что, находясь в одиночестве, в камере, человек находился один на один с Богом и переосмысливал всю свою предыдущую жизнь. Я бы хотел пожелать, чтобы человек, о котором мы говорим, многое переосмыслил и встал на тот путь, о котором ему неоднократно говорили митрополит Кирилл и многие люди, которые серьезно относятся к духовной жизни.
— Когда он выйдет из СИЗО или из колонии, если, не дай Бог, его туда отправят, он сможет вернуться в Церковь?
— Рядом с Христом был распят человек, который всю жизнь жил разбоем, насилием и воровством. И он первым вошел в рай. Мы не можем спорить с Богом, он всесилен каждого человека привести к покаянию. И тут нет никакого исключения. Только было бы у него желание. И надеюсь, что мы увидим другим Николая Романова, надеюсь, мы увидим его христианином и не раскольником.
— А что сейчас планируете делать с людьми, которые по-прежнему удерживают монастырь?
— Это то же самое, что и с прививками, есть разные люди. Кому-то прививку категорически нельзя делать, кому-то можно, но под вопросом, кому-то эта прививка спасет жизнь. В монастыре находятся совершенно разные люди. Есть те, кто сознательно туда пришли, есть те, кто провоцировал человека [отца Сергия] на тот образ жизни, который он избрал, есть люди, которые со стороны наблюдали.
Есть ведомые, есть люди, которые хотят убежать, но не имеют такой возможности.
Я бы не объединял их в одно целое. С людьми надо работать, с ними надо разговаривать. И я к этому готов. И надеюсь, что в ближайшие дни мы с ними будем общаться и искать выходы из ситуации, чтобы вернуть Церковь в монастырь. Сегодня Церкви Христовой там нет.
— Вы сами готовы туда приехать и лично поговорить с ними?
— Чтобы пообщаться, необязательно приезжать. Вы сегодня приехали в Верхотурье. Это хороший шаг. Надеюсь, получится доброе интервью и в будущем сможем пообщаться даже у вас в редакции. Добро порождает добро. Хочется, чтобы был конструктивный разговор без ультиматумов и лозунгов. Я могу говорить только об одном — что нужно возвращать людей и монастырь в Церковь. Если мы будем двигаться в этом направлении, нет сомнения, что мы поговорим сначала где-то, потом поговорим в обители, потом, Бог даст, начали совершать в монастыре нормальные православные богослужения. Я бы очень этого хотел.
— С монастырем понятно, а что будет с дальними скитами, которые активно строил Сергий?
— Знаете, есть буржуазный метод последовательного решения задач. Большую задачу нужно решать последовательно по мере решения малых задач. Сейчас рано говорить о скитах, когда у нас такая беда в монастыре, надо комплексно смотреть.
«Я надеюсь, что все и ближние, и дальние, и неизвестные скиты будут местом пребывания Божьей благодати, а не местом пребывания духовного экстремизма»
Но для начала нужно говорить о самой обители, о тех людях, которые там находятся.
— Поговорим про образование. В 2016 году планировалось, что в школы повсеместно введут уроки основ православной культуры. Истории с повсеместным внедрением таких уроков не произошло, и только в некоторых появились факультативные занятия. Думаете, что это провал?
— Я вас поправлю, не в некоторых школах факультативно, а в сотнях школ нашего региона эти уроки обязательно проводятся — курс «Основы религиозной культуры и светской этики», который начинают изучать в школах в четвертом классе. В рамках этого курса около 20% свердловских школьников изучают основы православной культуры. Так что это не факультативно, это всё серьезно.
— А что с подготовкой учителей для таких курсов?
В позапрошлом году министерство просвещения Свердловской области провело уникальный для страны эксперимент — 130 педагогов прошли переподготовку по курсу религиозной культуры и светской этики.
«Эксперимент был признан удачным, поэтому в этом, 2021 году, надеюсь, что еще 130–140 учителей пройдут такое же обучение»
Если педагог подготовлен, ему есть о чем разговаривать с детьми, он может заинтересовать детей, он может популяризировать эти курсы. Я со своей стороны как руководитель Синодального отдела образования и катехизации приложу все усилия, чтобы как в нашем регионе, так и в рамках страны популяризировать этот курс.
— Этот курс будет в интернете?
Да. В том числе мы будем опираться на образовательные электронные площадки. Но все-таки мы воспринимаем это как ущербное исключение. Мы надеемся, что дети вернутся в школы, а мы вернемся к детям.
В Среднеуральском женском монастыре в ночь на 29 декабря состоялся штурм. Силовики вошли в обитель, задержали отца Сергия — основателя монастыря, которого отлучили от Церкви за неповиновение и экстремистские проповеди. Вице-губернатор Свердловской области Сергей Бидонько заявил, что власти знали о штурме монастыря силовиками.
Сейчас бывший схиигумен находится в Москве. Басманный суд отправил его в СИЗО, где он отказался от еды и воды, объяснив это постом. Официальной причиной задержания Сергия стала одна из его проповедей, выложенная на YouTube.com, — в ней представители власти усмотрели призывы к суициду.
Также был задержан помощник Сергия Всеволод Могучев. Сам Всеволод утверждает, что на него оказывают давление, в том числе физическое, чтобы он дал показания против Сергия Романова.
Почитайте также интервью с митрополитом Евгением, в котором он объяснял, почему религиозный предмет должен стать обязательным для всех школьников.