Основателю Среднеуральского женского монастыря, лишенному сана, схимонаху Сергию (Романову) не следовало становиться священником на протяжении 20 лет. Такое мнение высказал ныне покойный архимандрит Наум (Байбородин) — духовник Троице-Сергиевой Лавры. Тогда Романов был очень взволнован этими словами, но в будущем все равно принял священный сан. Такими воспоминаниями поделился игумен и наместник монастыря новомучеников и исповедников Церкви Русской в Алапаевске Моисей (Пилатс). Именно к нему впервые пришел отец Сергий в качестве послушника. Публикуем воспоминания священнослужителя.
Отец Сергий в прошлом являлся послушником нашего монастыря. Правда, непродолжительное время — около 1,5 лет. Это были 1998–1999 годы. А уже после 1999 года он самовольно нас покинул.
В нашем монастыре он был послушником, но пострига не принимал. В то время он показал себя как человек ревностный. Это явление известно как синдром неофита. Он пытался отличаться от других, например, строгим постом — по два-три дня мог вообще воздерживаться от пищи. Мне приходилось его останавливать.
С одной стороны, здорово, когда есть ревность, но она небезопасна. В духовной, монашеской жизни необходимо проявлять послушание, смирение, скромность, иногда даже удерживать себя от импульсивного проявления воли. И как раз то, что мы сейчас видим, — это проявление импульсивности и, вероятно, некоторые канонические нарушения. Если бы с самого начала рядом с ним был человек, который его останавливал, то сегодняшней ситуации могло и не произойти. Но рядом со мной он был довольно короткий срок.
А что касается канонических нарушений, может быть, они пошли из-за его рукоположения. Но я не знаю, как оно произошло и кто за него ходатайствовал. Будучи еще послушником, Николай не мог принимать священный сан. Но тогда он паломником съездил в Троице-Сергиеву Лавру, и, по слухам, ныне покойный архимандрит Наум сказал Романову: [нельзя рукополагаться еще] 15–20 лет. Не знаю, насколько правдива была передача этих слов, поскольку при этом я не присутствовал, но будущий отец Сергий оказался очень взволнован. Он очень переживал, что архимандрит Наум сказал ему, что 15–20 лет нельзя рукополагаться. Однако эти 15–20 лет — это вообще время покаяния по церковным канонам.
Сейчас же мы молимся о вразумлении отца Сергия. Может быть, время даст возможность ему успокоиться, прийти в себя и все осознать содеянное. Потому что любые раны на теле Церкви, любые расколы уходят в века. Это все вредит христианству и будущим поколениям.
Конечно, слова святейшего патриарха Кирилла и владыки митрополита Кирилла о закрытии церквей из-за пандемии коронавируса можно воспринимать через свою собственную призму, но тогда надо стараться не искажать их и быть искренним. Но если человек искренне заблуждается, это плохо. В этом случае человеку следует только сочувствовать. Но тут надо дать это человеку осознать, что ситуация на самом деле не такая, как представляется.
В жизни священнослужителей есть две опасности: когда человек, призванный жить духовностью, как-то от этого уходит, и другая крайность — когда есть благочестие и ревность, но они направлены в крайность, и, не дай Бог, вместо Христа человек начинает исповедовать самого себя.
В ночь на 25 июля бывший схиигумен опубликовал видео, в котором объявил, что у епархии нет прав на монастырь, так как обитель стоит на арендованной земле, а здания оформляли на жертвователей.
В конце апреля 2020 года епархия лишила схиигумена Сергия права проповедовать. Произошло это после того, как он опубликовал видео с критикой в адрес государства. Клирик уверял, что эпидемия коронавируса в России — это выдумка. После следующего видео его наказали жестче — запретили совершать таинства и назначили церковный суд.
Позже он рассказал, как 36 лет назад убил человека, а после его возвели в сан настоятеля монастыря. Мы рассказывали подробности этого дела. А еще поговорили с замначальника по воспитательной работе колонии, где отбывал наказание Романов, и выяснили, как он пришел к религии.
7 июля суд в Верхней Пышме признал отца Сергия виновным в распространении в Сети заведомо недостоверной информации. Ему назначили штраф в 90 тысяч рублей. 20 июля суд оштрафовал клирика за разжигание ненависти и вражды на 18 тысяч рублей.