Среднеуральский женский монастырь, основателем которого является лишенный сана схимонах Сергий (Романов), скрывает много тайн. В нем на дальние поселения отправляют людей, которые много знают, в связи с последними событиями все стали следить друг за другом, а несогласных выгоняют из обители. Мы поговорили с Сергеем, который пять лет прожил в Иоанно-Богословском скиту, что по соседству со Среднеуральским монастырем.
Накануне мы опубликовали первую часть рассказа молодого человека. В ней — о том, как молодежь незаконно постригают в монахи, как послушников неведомой силой успешно уговаривают бросить мир, а за провинность отправляют трудиться в дальних скитах в адских условиях, а также как монастырская жизнь ломает людей и превращает их в зомби.
Единственный способ сбежать
В дальнем скиту Среднеуральского монастыря я прожил три недели и понял, что так дальше не смогу. Еще неделя, и стану таким же, как они. Сбежать мне помогла небольшая хитрость. Когда приехала очередная машина, я сказал водителю, что нужно выехать по медицинским делам. Он спросил, вернусь ли я? Конечно я ответил да. Но как только оказался за территорией, то дал деру.
В эти скиты во многом свозят людей, которые могут сбежать. Но есть монастырские поселения дальше Новоселово, до них только 40 километров по реке надо плыть. Но туда вообще никого не пускают, тем более журналистов. Оттуда один выход — в могилу. Уже не сбежишь. Надо быть сумасшедшим человеком, чтобы уйти оттуда пешком. А свозят туда тех, кто много знает. Это могут быть люди из близкого окружения отца Сергия, если у кого-то сорвало флягу и они собрались куда-то все рассказать, или те, кто что-то видел или слышал.
При этом как такового насилия в монастыре нет. Я очень удивился, когда спустя много лет Христина [Самушкина] и Антон [Крыжановский] начали рассказывать об издевательствах над ними.
«Если ребенка могли отхлестать ремнем, правда за то, что он сжег сеновал зимой»
Но, на мой взгляд, это нормальное справедливое наказание. Могли, конечно, жестче придумать наказание. Написать заявление на ребенка, над которым ты держишь опеку, его отправят в колонию для несовершеннолетних. Но этого же не делают.
Девчонки в монастыре нормальные, спокойные, при кухне, при швейных мастерских. А пацаны есть пацаны. Есть спокойные, которые служат в храме. А есть парни, которые предоставлены сами себе. Были случаи, когда дети сперли телефоны из курток у приезжих паломников. В обители есть монахи, которые специально занимаются этими неблагополучными детьми. Да, может быть, они где-то и прикрепят сильное красное словцо, но чтобы их там кого-то насиловали, этого не было.
Пристегивали наручниками в шутку
Охраны как таковой ни в монастыре, ни в скитах нет. У охранников при мне не было ни газовых баллончиков, ни ружья.
«У них одна резиновая дубинка, которую не использовали никогда, и наручники, которыми в шутку пристегивали друг друга»
Все, что они делали, это сидели и смотрели в окно. Это сейчас они там начали отца Сергия поддерживать и проявлять себя. А казаки, о которых пишут и рассказывают, это для массовости. Через дорогу от монастыря раскинулся поселок Вашты на одноименном озере, на нем — казачий хутор. А с другой стороны обители, со стороны Среднеуральска, через картофельное поле, хутор Державный. Они и создают такую массовку.
Ходят слухи, что сейчас по всему монастырю расставлены скрытые камеры, но при мне такого не было. Но раньше в обители не было ни одной видеокамеры. Отец Сергий всегда был против этих наблюдений, несмотря на обширность территории. Вряд ли там что-то установили. В военном вагончике, что у главного входа в монастырь, где сидит охрана, даже места для монитора нет. Да и никто этим не будет заниматься.
Как черт из табакерки
Однако с тех пор, как на Среднеуральский монастырь начали обращать много внимания, многие люди в нем стали приглядывать друг за другом. Несколько недель назад из Иоанно-Богословского скита, что по соседству с женской обителью, мне позвонил парень и попросил о помощи, ему надо было где-то остановиться, поскольку его выгнали из монастыря. Он рассказывал, как сделал замечание одному из священников, что тот не поминает в молитве ни патриарха Кирилла, ни митрополита Кирилла, что само по себе является обязательным в богослужении. Через пару дней к нему пришли и попросили идти в другое место.
Немногим ранее он рассказывал, что разговаривал по телефону за гаражами, чтобы никто не подслушивал. И тут выскочил молодой иеромонах и начал вырывать трубку. Он прыгал, грозился расправиться с ним, кричал, что парень кому-то информацию якобы сливает. А молодой человек даже не понял сперва — перед ним иеромонах или бес.
Подготовка к явлению царя
Ситуация в монастыре начала ухудшаться, когда отцу Сергию предписали снять крест и не служить, ибо он не будет иметь благости. Но он же не понял и пошел дальше. И я не думаю, что он остановится перед чем-то. Ему никто не указ — ни патриарх, ни президент. Он сам себе архиерей. В своих обращениях и проповедях он часто говорил, что царская фамилия сохранена и царь среди нас, он скоро придет.
«Быть может, отец Сергий так готовит публику, чтобы через время объявить себя царем-самодержцем»
При этом вряд ли он предвидел, что ситуация так повернется.
У отца Сергия, при всей его любви к ближним, «я» на первом месте. Если он кого-то вспоминает во время молебна, то говорит: «Вот был Миша у меня. Не у нас, а у меня». Но монастырь — это не люди, стены или дома. Это образ жизни. А тут получается, что не монастырь, а «я», «у меня». При этом он говорит, что люди, к нему приходящие, никому не нужны, кроме него.
Но я бы хотел напомнить, что Бог-то — он не только в Среднеуральске. Он везде. В Москве, в Екатеринбурге, в Бангладеш. В каждой клеточке воздуха. Необязательно ехать за тысячи километров в монастырь к отцу Сергию, чтобы побыть рядом с Матерью Божьей.
«Можно просто у себя дома помолиться, как призывал патриарх этой весной. Помолитесь у себя дома, и Господь услышит вас»
В конце апреля 2020 года епархия лишила схиигумена Сергия права проповедовать. Произошло это после того, как он опубликовал видео с критикой в адрес государства. Клирик уверял, что эпидемия в России — это выдумка. После следующего видео его наказали жестче — запретили совершать таинства и назначили церковный суд. Позже в Среднеуральском монастыре побывала полиция, она проверяла, есть ли в обители беспорядки, о которых писали СМИ. Мы пообщались тогда с отцом Сергием и подготовили большой фоторепортаж о нем.
Сам схиигумен Сергий признал судимость. Он рассказал, как 36 лет назад убил человека, а после его возвели в сан настоятеля монастыря. Мы рассказывали подробности этого дела. А еще поговорили с замначальника по воспитательной работе колонии, где отбывал наказание Романов, и выяснили, как он пришел к религии.
7 июля суд в Верхней Пышме признал отца Сергия виновным в распространении в Сети заведомо недостоверной информации. Ему назначили штраф в 90 тысяч рублей. На 20 июля с участием обвиняемого клирика назначен другой суд — уже за разжигание ненависти и унижение людей.