Православный активист Всеволод Могучев взял на себя роль пиар-менеджера опального схимонаха Сергия (Романова). Именно на его YouTube-канале сейчас выходят одиозные видеопроповеди клирика. Именно он договаривается, когда журналисты попадут на территорию Среднеуральского женского монастыря, где обосновался скандальный священник. И именно активист решает, кто из прихожан и монахинь будет отвечать на те или иные вопросы.
По словам самого Всеволода Могучева, к отцу Сергию он попал два года назад. Он просил у клирика благословения на венчание со своей женой. Священник его, разумеется, благословил, но венчались они в другом месте. А позже, когда разгорелся скандал вокруг монастыря, он стал выполнять функции пресс-секретаря — по его заверениям, благодаря журналистскому опыту. Однако до этого активист участвовал в деятельности запрещенного националистического объединения, был главой скинхедов, прошел через уголовное преследование и даже пробовался на роль телеведущего. Мы попытались разобраться, как 31-летний Всеволод Могучев стал тем, кто решает, когда будет говорить схимонах Сергий.
Свою личность активист нескромно описал еще в 2013 году в «Живом журнале». Про свои взгляды он указал:
«Я не испытываю "сильного желания" убивать представителей других национальностей»
«Не кричу: "Зиг Хайл!", не отращиваю "усики и челку как у Фюрера", я не скинхед, я не "фо-ошист", никого не бью и не убиваю, а искренне люблю свой народ и его культуру».
Он писал, что занимается бизнесом, общественно-политической деятельностью, иногда работает на избирательных кампаниях.
«Бывает, стараюсь делать что-то хорошее бескорыстно»
Описывая свою позицию в жизни, Всеволод Могучев подчеркнул, что не верит в судебную систему, правоохранительные органы и «зубную фею».
«Являюсь противником смертной казни, но одобряю "акты возмездия"»
Он отмечал, что не любит людей, которые кичатся своими деньгами, и тех, кто им завидует, ему становится плохо от «слов-синонимов» толерантность, феминизм, гомосексуализм. А еще он ставит «закон Божий и справедливость выше законов государства».
В обнимку со скинхедами
Судя по фотографиям активиста во «ВКонтакте», он неоднократно был замечен среди праворадикальных националистов. На одной фотографии Всеволод Могучев идет в рядах сторонников партии защиты российской Конституции «Русь». В открытых источниках говорится, что активист был лидером этой организации.
Сейчас этой партии уже нет, на официальном сайте последняя новость датируется 18 декабря 2014 года. Среди публикаций там можно найти заявление о событиях 2014 года на Украине. Тогда центральный политсовет партии оценил происходившее в соседней стране как «восстание народа против чиновно-олигархического режима, перерастающее в национально-социалистическую революцию». В публикации на сайте было написано: «Наши украинские братья могут рассчитывать на солидарность и поддержку русского национального движения России».
Помимо связи с ПЗРК «Русь» Всеволод Могучев участвовал в движении против нелегальной иммиграции (запрещенное в РФ националистическое объединение. — Прим. ред.). Он был его главой. Основной целью организации была борьба с нелегальной иммиграцией в Россию. В 2011 году движение признали экстремистским и запретили.
Из открытых источников известно, что основной идеологией участников ДПНИ стал русский национализм. Костяк организации составляли скинхеды. В Екатеринбурге также были представители этого течения. В свое время они поддержали адвоката Сергея Котова, который в 2003 году основал региональное отделение экстремистского сообщества «Народная национальная партия». Он вдохновлял своих последователей, которые расходились по городу и совершали преступления: однажды участники ННП избили двух молодых якутов, другой представитель распространял материалы и литературу, призывающие к ненависти.
Более того, активист не скрывает своей причастности к ДПНИ. В его Instagram можно найти диплом, подписанный главой московского отделения Алексеем Михайловым за работу по активизации деятельности региональных отделений в Уральском федеральном округе и активное участие в борьбе против нелегальной иммиграции. Документ датируется 18 сентября 2008 года. «Рылся в старых бумагах, нашел занятную штуку. Ностальгия, ежкин кот. Что тут сказать, у каждого мальчика период созревания проходит определенным образом», — прокомментировал бумагу награжденный. Однако вопрос о том, как Всеволод Могучев активизировал ячейки ныне запрещенной организации и как способствовал борьбе, остается открытым.
Как были легализованы праворадикалы
Из открытых источников известно, что в 2008 году Всеволод Могучев, одновременно являясь главой ДПНИ в Екатеринбурге и лидером ПЗРК «Русь», пытался возглавить региональную дружину молодежной организации «Наши». В этом же 2008 году ДПНИ раскололось и во время перебранок бывшие основатели организации начали обвинять друг друга в провокациях. Одновременно стали появляться тексты, подписанные именем Всеволода Могучева, в них он пытался обосновать сотрудничество с идеологически противоположным прокремлевским движением «Наши» — якобы эта организация лучше, поскольку находится под патронатом власти и имеет хорошее финансирование.
По данным собеседника E1.RU, эта рокировка позволила легализовать группу свердловских скинхедов, превратить их в активистов организации «Наши» и, помимо всего прочего, улучшить их материальное положение. Вскоре после этих событий ДПНИ в Екатеринбурге и ПЗРК «Русь» были ликвидированы.
Однако уже летом 2009 года Всеволод Могучев, будучи студентом Плехановки, стал членом ЛДПР, а позже поднялся с рядового партийца до координатора по работе с молодежью в Екатеринбурге, напоминает ЕАН. Как активиста, возглавлявшего ДПНИ и успевшего провести два «русских марша» в городе, приняли в партии, остается загадкой. Сегодня в региональном отделении ЛДПР его уже не помнят. На вопросы E1.RU о том, как он пришел в партию, чем занимался, а также как ушел из отделения, ответить не смогли. Людей, которые были в то время, уже нет в областной ячейке партии. Однако у Всеволода Могучева есть фотография с лидером ЛДПР Владимиром Жириновским.
Через два года активист, тогда еще безработный, попытал счастья в качестве кандидата в депутаты думы Екатеринбурга — самовыдвиженцем. Но счастье так и не улыбнулось молодому политику.
По словам участника событий почти десятилетней давности, который попросил сохранить его анонимность, Всеволод Могучев был тем человеком, после которого организации закрывались.
— Когда я увидел православную риторику Всеволода, то весьма удивился, поскольку раньше он занимал неоязыческую позицию. А тут он якобы бесплатно помогает отцу Сергию. Важно понимать, что слово «бесплатно» и имя Всеволод Могучев не сочетаются. Вероятно, участие Всеволода в судьбе схимонаха — это такая же схема, которую он проворачивал ранее, — ликвидация организации. За свою карьеру он успел ликвидировать ПЗРК «Русь», ДПНИ, отделение движения «Наши» и молодежное отделение ЛДПР. Все эти организации он возглавлял, — отметил наш собеседник.
По его словам, в скандале вокруг отца Сергия Всеволод Могучев оказался на вторых ролях. И те вещи, которые он пытается произносить за схимонаха, по сути, отвечают тому, что активист говорил во время участия в националистских движениях и организациях: та же ненависть к евреям и приезжим.
Сам Всеволод Могучев в беседе с E1.RU отметил, что участием в этих движениях подчеркивал свою активную гражданскую позицию:
— Я выражал свою гражданскую позицию, всегда говорил, что государство должно решать проблему нелегальной иммиграции. Но при этом сам я никогда не участвовал ни в каких рейдах или погромах и не был скинхедом. Я просто говорил о том, что государство должно обращать внимание на эту проблему [нелегальной иммиграции], она существует.
Обещание золотых гор и уголовное преследование
Поздней осенью 2011 года Всеволода Могучева судили за мошенничество. В том году он познакомился через Сеть с неким Вождаевым и уговорил того вложить в фотосалон 45 тысяч рублей. Вместе с Могучевым дело проворачивал Александр Омельчук. Они пообещали новому знакомому выплачивать по 30 тысяч рублей ежемесячно, а сумму инвестиций вообще вернуть сразу после открытия. Однако обещания не были выполнены, после чего Вождаев подал заявление в полицию.
Примечательно, что делом православного активиста занялся следственный отдел СУ при УВД по Екатеринбургу, а оперативное сопровождение по этому делу обеспечивал оперуполномоченный Центра «Э» оперативно-разыскного бюро ГУ МВД России по УрФО. Однако Всеволод Могучев оказался несогласным с расследованием и уверял, что дело сфабриковано, а причина — его активная гражданская позиция. Кроме того, он писал генерал-лейтенанту Юрию Драгунцову, генпрокурору РФ Юрию Чайке, главе СК РФ Александру Бастрыкину. Однако ни одно из обращений не помогло — его вместе с подельником осудили на полтора года лишения свободы условно.
Кроме того, по данным источников E1.RU, с мая по ноябрь 2018 года активисту было запрещено покидать Россию. Однако данных об уголовном преследовании в этот период у него нет.
Сам же активист не прокомментировал запрет на выезд за границу, зато высказался по поводу уголовного преследования девятилетней давности. У него осталось много вопросов к следствию.
— Я никогда не говорил, что белый и пушистый, я не скрываю тех или иных фактов своей биографии, но на вопрос о своей судимости я бы хотел ответить вопросами, которые у меня остались. Почему вопрос 45 тысяч рублей — это не вопрос гражданско-правовых отношений, а вопрос Уголовного кодекса? Почему человек, который назвал меня своим подельником, не отправился за решетку, хотя имел судимость и должен был сесть как рецидивист? И почему в этом процессе кроме обычных полицейских был задействован отдел по борьбе с экстремизмом? — сказал E1.RU Всеволод Могучев.
Мы за храм!
После уголовного дела Всеволод Могучев надолго пропадает из информационного поля и вновь появляется уже в сквере у Драмтеатра, где планировалось построить храм Святой Екатерины. Он занял позицию сторонников строительства. Это прослеживается и в его публикациях в Instagram. Там можно найти фотографии и видео с молебна за возведение храма, который был проведен 17 марта 2019 года. Могучев принял участие в этом молебне. Ему тогда удалось пообщаться с актерами Михаилом Пореченковым, Сергеем Безруковым, Егором Пазенко, музыкантом Владимиром Шахриным, на тот момент президентом фонда «Город без наркотиков» Андреем Кабановым и депутатом гордумы Тимофеем Жуковым.
Позже, когда конфликт у Драмтеатра вошел в активную фазу, активист познакомился с главой екатеринбургского Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке Оксаной Ивановой, она рассказала об этом E1.RU. В то время активист попробовал свое счастье среди сторонников политика Алексея Навального в Екатеринбурге. По словам Оксаны Ивановой, именно он организовал ей встречу с ныне уже бывшим главой городского штаба Навального Юрием Кузьминых, чтобы подискутировать по поводу конфликта в сквере. Всеволод Могучев тогда выступал одновременно и модератором, и оператором мероприятия.
— Я познакомился с ним, когда штаб только открыли в городе, весной 2017 года. Тогда штаб Навального в Екатеринбурге возглавлял Виктор Бармин. А Всеволод тогда пришел, представился, рассказал, что у него есть канал на YouTube, выразил готовность освещать акции, мероприятия и деятельность штаба. Но при одном условии. Мы должны были ссылаться на него. Он пришел явно не волонтером, он, возможно, хотел предложить свои услуги взамен того, чтобы его пиарили или раскручивали, потому что у штаба была большая поддержка. Я думаю, ему было интересно воспользоваться этим ресурсом. Ему было отказано. Мы ему сказали, что сами снимаем, но если он захочет что-то показать — ради бога, раз уж мы все анонсируем, — рассказал E1.RU экс-глава штаба Навального в Екатеринбурге.
Юрий Кузьминых отметил, что понял происходящее так, что это решение штаба не устроило Всеволода Могучева — видимо, он рассчитывал на активное продвижение, использование своих материалов в публикациях. Экс-глава городской ячейки Навального добавил, что после этой встречи активист несколько раз присылал ссылки на свои ролики, но он их никогда не отсматривал, потому что у них был огромный хронометраж. Он предположил, что это был знак вежливости в обмен на цитирование.
— После этого он пришел с Оксаной Ивановой. Мы тогда выпустили ролик о том, что вокруг города есть много храмов, которым нужна реконструкция, и можно было бы этим заниматься вместо вырубки сквера в центре. Тогда мы устроили дискуссию с Ивановой, а Всеволод нас снимал. После этого он несколько раз приходил в штаб и говорил, что в епархии основной человек, приносящий вред, — это его пресс-секретарь, мол, медийная составляющая митрополии была бы лучше без нее. Я тогда сделал вывод, что таким образом он пытается нас использовать, чтобы мы, наверное, сняли какой-то материал про нее, но нам это показалось неинтересным, — заключил Юрий Кузьминых.
Наш собеседник уточнил, что не знает, какая была у Всеволода Могучева мотивация, возможно материальная составляющая, но видно было, что из всего он пытается сделать продукт, который бы его продвигал, сделать свое имя брендом, чтобы, возможно, монетизировать это.
От комментариев по поводу высказываний Всеволода Могучева о пресс-секретаре митрополии в Екатеринбургской епархии воздержались.
«Сорок сороков» и разборка с ЛГБТ-сообществом
Примечательно, что именно с событий мая 2019 года в сквере у Драмтеатра Всеволод Могучев начал публиковать фотографии вместе с представителями движения «Сорок сороков», в частности с его основателем — композитором Андреем Кормухиным, родным братом певицы Ольги Кормухиной. У него есть фотографии, на которых он в сквере, у отца Сергия и в гостях у активиста Максима Румянцева. Кроме того, судя по геометкам, вместе с православными общественниками он объехал соседние Челябинскую и Тюменскую области.
Мы обратились к Андрею Кормухину за комментарием по поводу знакомства с Всеволодом Могучевым.
— Отношения с Всеволодом Могучевым у нас закончились ровно тогда, когда он начал оправдывать непослушание отца Сергия правящему Архиерею. У нас и до этого-то были непростые отношения. Всеволод всегда держался как-то обособленно. Мы привлекали его к нашим акциям, но он всегда себя вëл несколько отстранëнно. Поэтому для нас не стало неожиданностью поведение Всеволода Могучего. Поэтому наши пути разошлись, — заключил Андрей Кормухин.
Но связь с этим движением прослеживается и ранее. В апреле 2019 года Всеволод Могучев вместе с представителями «Сорока сороков» записал небольшой, но откровенно агрессивный ролик, посвященный тому, что в Ельцин-центре проводилась дискуссия об отношении к ЛГБТ. «От лица православной общественности города Екатеринбурга, а также всероссийского движения «Сорок сороков» мы бы хотели передать пламенный привет содомитам, которые сегодня собираются в Ельцин-центре, а также руководству Ельцин-центра, которое потворствует этому. А также мы бы хотели напомнить Ельцин-центру, что содействие ЛГБТ-сообществу и его пропаганда будут иметь тяжкие духовные последствия для вас», — произнес активист. Примечательно, что ролик снят в Ново-Тихвинском женском монастыре.
Тогда несколько активистов устроили у здания Ельцин-центра пикет. Среди них были представители Уральского родительского комитета и его председатель Евгений Жабреев. А позже посетителей здания и вовсе эвакуировали после сообщения о заложенной бомбе.
Как Всеволод на телевидении практиковался
На YouTube-канале активиста можно найти записи программы «Национальные интересы», которые были сделаны в студии екатеринбургской телекомпании «Крик ТВ». По словам журналиста Евгения Анисимова, Всеволод Могучев пришел пробоваться в редакцию еще осенью 2019 года. Он попытался провести несколько программ, но у него был ряд ошибок. А спустя несколько месяцев активист исправил их.
— Он пришел в конце 2019 года и предложил делать авторскую программу «Национальные интересы». Тематика этой программы — патриотические силы России, но не президентские, а именно патриотические, которые заботятся о сохранении страны. Всего он сделал около 20 выпусков.
Сначала программа была успешной, потом тематика выпусков начала смещаться в сторону отца Сергия. И вскоре после этого Всеволод отказался от производства программы. Я тогда ездил в командировку, вернулся — его нет в редакции. Позвонил ему, он сказал, что временно, а возможно и вовсе, не будет заниматься выпусками, потому что у него есть другие интересные проекты. При этом он был внештатным корреспондентом. По своей инициативе пришел и сам ушел, — уточнил E1.RU Евгений Анисимов.
По словам журналиста, в канве программы Могучева изначально не было националистических идей, но ближе к концу сотрудничества началась монотематика, связанная со Среднеуральским монастырем. После этого Всеволод сказал, что, чтобы это не отражалось на канале негативно, он лучше покинет редакцию. Сотрудничество с «Крик ТВ» закончилось поздней весной 2020 года.
Сева-блогер, Сева — православный блогер, Сева — пресс-секретарь
Помимо всего прочего Всеволод Могучев около трех лет назад пытался сойтись даже с фондом «Город без наркотиков». По словам экс-президента фонда Андрея Кабанова, с активистом он познакомился, когда уже был наслышан о его биографии. Но за последнее время в фонде он был всего пару раз.
— Всеволод начинал с праворадикалов, но конечной целью у него всегда были денежки. Я его уже знал как блогера, но он был никаким, у него тогда было три посещения в неделю, ничего интересного. Но пару лет назад он стал верующим, возможно благодаря супруге, которая является иконописцем. Тогда он быстро стал православным. А затем он сошелся с движением «Сорок сороков», — уточнил Андрей Кабанов.
Пару лет назад Всеволод пытался найти работу себе и своей супруге у настоятеля Храма на Крови протоиерея Максима (Миняйло), но ничего не вышло, уточнил Андрей Кабанов. По его словам, после этих событий активиста привезли к схимонаху Сергию. А поскольку у Всеволода был навык работы с интернетом, а еще он умел записывать ролики, ему там быстро нашли работу.
От комментариев по поводу открытия иконописной мастерской в Храме на Крови отец Максим отказался.
Депутат думы Екатеринбурга Тимофей Жуков добавил, что, по его информации, мама Всеволода занималась организацией паломнических туров на Святую землю и она, возможно, является духовным чадом отца Сергия. Вероятно, именно с этого начался православный период жизни активиста.
— Года два с половиной назад в Екатеринбурге проходила лекция о православии. Тогда он встал и на весь зал заявил: я Всеволод — православный блогер. И все тогда удивились, поскольку никогда такого не знали. Позже у него якобы был тату-салон, но он вынужден был закрыть его. «А причина какая?» — спрашиваю его. Он: «Отец Сергий не благословил, это сатанинское дело», — рассказал парламентарий.
Наш собеседник добавил, что свою супругу Всеволод Могучев перевез из Тобольска, где она выучилась на иконописца. И после неудачного поиска работы у протоиерея Максима активист обратился к митрополиту Кириллу за благословением открыть иконописную школу на базе Екатеринбургской епархии. Владыка дал добро и посоветовал обратиться к ректору. Тот в свою очередь пояснил, что Всеволоду с супругой нужно написать образовательную программу. Однако она написана не была, и этот эпизод закончился, заключил Тимофей Жуков.
— После этих событий у него состоялась свадьба. При этом Всеволод редко, но все же забегал в фонд, все чаще бывая у отца Сергия. Мы видели, что он отдаляется, и пытались с ним поговорить, но на любые доводы и аргументы Всеволод говорил, что схимонах — его спасение, — отметил наш собеседник.
Вскоре после событий в сквере в Екатеринбург начали приезжать представители движения «Сорок сороков», и Всеволод Могучев, заметив их, начал с ними активно общаться, уточнил Тимофей Жуков. Однако, поняв, что финансирования нет, начал сближаться со схимонахом, добавил он.
— Мое личное мнение: Всеволоду нужны были организации, в которых он работал, чтобы на них что-то получить, но, если он понимал, что ничего не нажить, просто бросал — и это умирало. Ему нужно было движение, какой-то заработок, общественное признание. Я с его супругой говорил, спрашивал, зачем он ввязывается в такие движения. Она: ему нравится то, что привлекает внимание, я это просто принимаю.
При этом мы его в фонде знаем уже года три и каждый раз у него новые реинкарнации: сначала он приходил как блогер, потом как телеведущий, и так постоянно: то Сева блогер, то Сева православный блогер, то Сева телеведущий на «Крик ТВ», то Сева — пресс-секретарь. Для него всегда было важно, чтобы у него взяли интервью. Видно было, что для него важны символы признания. И тут он становится пограничным экспертом, имеющим прямое отношение к отцу Сергию, выходящим в федеральную повестку, а еще ему благословляют читать послания [отца Сергия]. Он становится субъектом, которому звонят журналисты и берут комментарии, — заключил депутат гордумы.
На что живет пиар-менеджер монастыря
По словам самого Всеволода Могучева, он имел связь с тату-бизнесом.
— Да, я имел отношение к тату-бизнесу. И ушел из него после воцерковления. А мама, действительно, занималась паломническими турами, но сейчас уже нет, — сказал E1.RU активист.
Сейчас он временно без работы. Пару раз ему материально помогали друзья, но основной источник денег — накопления, которые остались с докризисных времен.
— Надо понимать, что я много денег трачу на одни только разъезды до монастыря и обратно в Екатеринбург. Сейчас я проедаю те деньги, которые у меня были отложены. У меня было не 20 тысяч рублей в кармане. Деньги я откладывал на несколько бизнес-проектов. Один в информационной среде и второй — я планировал открыть иконописную мастерскую и школу на базе Храма на Крови. Но из-за кризиса все это пока свернулось. Думаю, что те договоренности, которые были с епархией, уже не актуальны. Да и многие заказчики остались сейчас без денег, — заключил Всеволод Могучев.
Если взглянуть на статистику YouTube-канала Всеволода Могучева, то можно заметить, что только за последние 30 дней на него подписались более семи тысяч пользователей, а всего их сейчас 19,4 тысячи — с 75 роликов. До апрельских событий вокруг схимонаха Сергия у блогера было стабильное количество подписчиков — всего около 10 тысяч. Примечательно, что сейчас канал активиста находится на 26 680-м месте в национальном рейтинге каналов.