Кто-то на танцы идёт в клуб или бар, а кто-то — в Духовно-просветительский центр епархии. Накануне православная молодёжь собралась там на Сретенскую вечёрку. Как отдыхают по-православному, кто эти люди и зачем им всё это надо — в нашем репортаже.
Молодые люди — студенты, подростки, кадеты — в русских косоворотках и казачьей форме. Девушки в традиционных сарафанах, с косами, затейливыми лентами и бусами, от них просто глаз не отвести. Музыка, участники собираются в круг и разыгрывают условное место на стуле. Кавалер, стоящий за спинкой стула, должен взглядом позвать на своё место барышню, а она, распознав направленную именно на неё «стрельбу глазами», немедленно сбежать со своего стула — если её не успеет вовремя поймать и остановить стерегущий за её спиной парень. Игра сопровождается приятным бонусом — за удачную перебежку с места на место участников награждают целомудренным поцелуем. В щёчку, разумеется.
— Исторический смысл таких вечеров — чтобы парни не боялись девушек, — рассказывает Александр Мезенин, координатор проектов молодёжного отдела епархии. — В игре поцеловать девушку в щечку — это прямо взрыв! Познакомить народ, показать целомудренность, чтобы в пошлость не впадали и чтобы было такое содружество между полами.
— А что, парни девушек боятся?
— Молодёжь замкнута. Субкультуры — замкнуты в себе. Они общаются в соцсетях, но не могут контактировать с людьми в жизни, это беда.
— А целомудрие, о котором вы говорите, — это что?
— Целомудрие обозначает чистоту между мужчиной и женщиной. Любовь целая и мудрая, без всяких пошлостей. Считается, что быть пошлым и развратным — это стадия взрослости, но это большое заблуждение. Это признак падших людей. И нужно донести до молодёжи, что это неправильно. То, что сейчас такие идеи через соцсети распространяются, это скверно.
— Православная молодёжь разве не сидит во «ВКонтакте», к примеру?
— Всё должно быть соизмеримо с нашим временем. Мы не постим всякие мемчики, а прославляем предков, к примеру. Твоя история, традиции, значение твоего рода — разве это не важно?
— Какие ценности транслируете?
— Православная молодёжь должна в себе нести дух патриотизма. Брать лучшее из царского периода, советского и своего времени. Конечно, достаточно трудно быть таким человеком, но христианин не должен сломаться. Своим примером и собственным рвением ты можешь доказать себе и другим, что то, что ты делаешь, — правильно, ведь так написано в писании и так поступали твои предки.
На самом деле атмосфера на этой вечеринке — вполне тёплая, никакого патриотического пафоса не чувствуется. Парни и девушки от души веселятся, смеются и танцуют.
Екатерина и Елена — студентки педагогического колледжа, учатся на керамисток.
— Это интересный способ отдохнуть, потанцевать, пообщаться с противоположным полом, — объясняет Елена, зачем они сюда пришли.
— И чтоб никто не облапал, — добавляет Екатерина.
— Нам интересна культура, мы стали изучать, почему традиционная одежда во многих народах степенная, сдержанная, а у нас такая яркая, крикливая, — рассказывает Елена. — Стали глубоко копать, изучать, начали заниматься этнографией.
Девушки демонстрируют свои наряды — сарафаны, рубахи, бусы в несколько рядов — и объясняют:
— Костюмы для вечеринок сделали сами. У нас круглые сарафаны. Если этот язык одежды переводить на современные понятия о достатке, то владелицы таких платьев — это те, у кого отечественная машина и квартира-двушка. А вот если бы мы были в шелках, французском кружеве — это как если бы у нас было элитное жильё и BMW.
— Бусы в несколько рядов: чем больше бус, тем больше приданого, тем более завидная, значит, невеста и больше шансов выйти замуж, — поясняет Елена.
— А есть такая цель?
— Ну, конечно, надеюсь, — смеётся завидная невеста.
Даже в колледж подруги приходят иногда в своих этнографических нарядах.
— На нас в колледже косо смотрят, — признаётся Елена. — Говорят: «Что это они выглядят, как деревенщины?» Мы, конечно, отличаемся немного от других девушек. Говорят, что мы спокойнее, и у нас, когда мы стали изучать эту тему, стало больше женственного — платья, юбки, бусы, серьги. Волосы отращиваем — косы тут очень ценятся.
У Ксении — изумительной красоты коса. Ей 14 лет, она учится в церковно-приходской школе.
— У меня семья верующая, мне это как-то к сердцу близко, — объясняет она. — Год назад я училась в обычной школе, потом перевелась, и атмосфера совершенно другая. Эмоции другие — проще всё, чище, добрее. На вечёрку пришла танцевать, общаться. Когда танцуешь, такие эмоции: всегда улыбаешься, всегда весело, и главное — это целомудренно.
Это последние недели веселья, 19 февраля у верующих начнётся пост — время молитв и ограничений.
Фото, видео: Максим БУТУСОВ / E1.RU