Ресурсный центр для ЛГБТ ежегодно собирает статистику о нарушениях прав свердловских представителей ЛГБТ. В этом году они зафиксировали в общей сложности 152 таких случая. Это почти в два раза меньше, чем в 2019-м: тогда эксперты зафиксировали 230 нарушений. Однако в Ресурсном центре не считают, что это значит что-то хорошее:
— Сокращение зафиксированных случаев вовсе не обязательно свидетельствует об улучшении качества жизни ЛГБТ+ персон, — говорит Алла Чикинда, одна из руководительниц центра. — Дело скорее в методике обработки статистики, в количестве анкет и в особенностях жизни в эпоху пандемии.
С одной стороны, всеобщий переход на дистант уменьшил саму возможность столкнуться с агрессией: сложно оказаться избитым, если ты не выходишь из дома. С другой — в интернете стали громче активисты-консерваторы.
— В последних числах месяца мне начали приходить сообщения с угрозами и унижениями — «ты жирная корова», «такие, как ты, должны сдохнуть» — или картинки со сжиганием ЛГБТ-флага, — рассказывает одна из активисток центра. — Было несколько голосовых сообщений — их я удалила, не слушая. Чуть позже незнакомая мне девушка скинула запись в паблике «Россия Консервативная | Екатеринбург», где были ссылки на мою страницу, сопровождающиеся оскорблениями из-за моего физического развития и происхождения. Поток сообщений продолжался в течение нескольких дней, а техническая поддержка «ВКонтакте» на мою просьбу удалить запись отреагировала словами «Мы не усматриваем в этой записи травлю».
Процент физического насилия не изменился с прошлого года — это 10% от общего числа нарушений. Однако изменились обстоятельства, в которых оно происходит. Если раньше ЛГБТ+ персоны чаще подвергались насилию в общественных пространствах или учебных заведениях, то теперь это почти всегда домашнее насилие. Часто агрессорами выступают родители, а жертвами — их дети, находящиеся в зависимом от них положении. Пятерых детей родители, узнавшие об их принадлежности к ЛГБТ, выгнали из дома. Исключением в этой закономерности выглядят подставные свидания — как, например, то, когда банда из 8 человек избила и ограбила гея на Уралмаше.
В стенах дома порой случаются истории, не уступающие этой по жестокости.
— Мать М. узнала о том, что М. лесбиянка. М. пыталась отрицать это, но мать не поверила, кричала на нее, угрожала и унижала. Так продолжалось несколько недель, и в какой-то момент мать М. в состоянии сильного алкогольного опьянения избила ее и пыталась задушить. После этого нападения продолжались около года, пока у М. не получилось уехать к своей девушке в другой город, — рассказала Ресурсному центру одна из респонденток исследования. — Теперь у М. и ее девушки всё наладилось
Опасным может быть и двор собственного дома:
— Несовершеннолетний В. — трансгендерный мужчина. Так как его вид не считывается однозначно феминным или маскулинным, В. подвергается травле и насмешкам. Однажды В. избили несколько человек во дворе, — поделился другой респондент. — Когда В. попытался обратиться в полицию, полицейские поддержали нападавших, сказав, что те правильно сделали, а они на их месте добавили бы еще.
У разных типов насилия — свои закономерности. Так, с домогательствами и сексуальным насилием сталкиваются исключительно женщины (как цисгендерные, так и трансгендерные). Преимущественно женской проблемой остается угроза лишения родительских прав — детей пытаются отобрать у лесбиянок и бисексуалок. Жертвами подставных свиданий, напротив, почти всегда становятся мужчины.
В службу экстренной помощи центра за год поступило 74 обращения — это абсолютный антирекорд. 53 случая были связаны с тяжелой жизненной ситуацией, вызванной пандемией. На втором месте по количеству обращений находится домашнее насилие, на третьем — партнерское.
Эксперты центра отмечают, что пример ковидного года опровергает тезис «не выпячивайте свою принадлежность к ЛГБТ — и вас не будут бить». В период пандемии многие общественные пространства стали в принципе недоступны, однако насилие в отношении ЛГБТ+ персон продолжилось.
— Поведение жертвы не может служить объяснением насилию, — говорит Алла Чикинда. — Если агрессия по отношению к группе людей, объединенных одним признаком, существует, то эти люди могут столкнуться с насилием в любых обстоятельствах.
У ее слов немало реальных подтверждений. Недавно нескольких геев избили прямо в центре города, а пикетчики устроили агрессивную акцию у гей-клуба. В сентябре проходила уральская Неделя гордости: мы отвечали на десять глупых вопросов о ней.