Психолог из Екатеринбурга Ирина Тебенева написала книгу об отличиях четырех поколений: беби-бумеров (рожденных в 1945–1964 годах), «иксов» (рожденных в 1965–1983 годах), «игреков» (рожденных в 1984–2002 годах) и «зетов» (рожденных в 2003–2021 годах). Этой колонкой она продолжает серию заметок о ценностях поколений. В прошлый раз она рассказывала, как разные поколения относятся к коммуникации.
Мы, психологи, слово «шеринг» четко ассоциируем с ситуацией, когда каждый участник групповой работы искренне делится своими чувствами. А как связаны психологические изменения у разных поколений и шеринг-экономика?
Термин «шеринг» от английского глагола to share (делиться) используется в достаточно широком смысле.
Обладатель какого-то ресурса предоставляет временный или постоянный доступ к продукту или услуге, причем предоставлять его он может как на платной, так и на бесплатной основе. Люди делятся товарами друг с другом непосредственно (я попользовался велосипедом и дал соседу — зачем ему покупать свой, тратить деньги, ресурсы на производство нового), так и с помощью онлайн-платформ или целых рабочих офисов.
После появления такой платформы, как Uber, появился даже термин «уберизация», под которой понимается сам принцип взаимодействия: есть продавцы услуг и товаров и потребители. У тех и других есть некий рейтинг в системе, говорящий об их поведении. Причем если в обычной экономике оценивается только продавец, то в шеринговой сфере — обе стороны.
«Возьмем, например, BlaBlaCar — насколько там важно поведение не только водителя, но и пассажиров? Очень»
Водитель не хочет рисковать своей собственностью, временем и комфортом.
Такси. Когда мы были в Лондоне, нас предупредили, что в такси нужно быть веселым, разговаривать с водителем, иначе он поставит тебе низкий балл и потом будет трудно вызвать машину. Честно говоря, меня это тогда сильно удивило, потому что такси не казалось мне взаимной системой.
Если взять сам принцип делиться чем-то, то это не появилось вдруг сейчас, а было всегда, но что менялось?
Советское время
. Как шеринг существовал у беби-бумеров (1945–1964 годы) и «иксов» (1965–1983 годы)?
Самым распространенным шерингом были библиотеки. Хочешь почитать интересную книгу — сходи в библиотеку или «доставай» у какого-либо знакомого на время: прочитал — отдай. То же самое со спортинвентарем: коньки, лыжи.
Принципиальным отличием «советского шеринга» было отсутствие или редкость какого-либо ресурса.
Шестиклассник Витя, который вынужден брать на урок физкультуры коньки, хотел бы иметь свои. Какие коньки были в школьном прокате — самые неликвидные, а значит, когда Витя ими пользуется, шансов победить в соревновании у него немного.
Советские люди покупали телевизор или холодильник навсегда, они стирали полиэтиленовые пакеты, ходили с авоськами в магазин, ремонтировали обувь и одежду, и всё это от бедности.
«В зрелой жизни "иксов" начала демонстрироваться одноразовость — посуда, которую можно выбросить, пакеты, потребительство...»
История про «если не носишь один сезон вещи — выкидывай», смена автомобилей каждые 3–5 лет, квартиры всё больше и больше. Ковидная лихорадка тоже подкинула одноразовость в смысле безопасности, но не изменит всё-таки тренд на бережливость.
Советский шеринг строился на вынужденной аренде ввиду отсутствия ресурса и при малейшей возможности беби-бумер или «икс» компенсировал отсутствие ресурса и приобретал товар в собственность.
Какой смысл видит в шеринге «игрек» (1984–2002 годы) или «зет» (2003–2021 годы)?
Их шеринг базируется на иной философии: ресурс в принципе доступен, но не всегда целесообразно иметь его в собственности.
Экологичность. Зачем производить всё больше и больше товаров, загрязнять окружающую среду, если многими купленными товарами пользуются несколько раз за жизнь? Есть статистика, что домашняя дрель работает не больше 20 раз за свою жизнь, а у беби-бумера или «икса» она всегда была дома или не было лишь потому, что «не достать».
Неопределенность места жительства. Современный «зет» (2003 — 2021 гг.) не знает, где он будет жить в будущем и сколько раз за жизнь будет переезжать. Как бы ни ругали ЕГЭ, экзамен дает возможность ребенку учиться в другом городе. Он просто забивает в экзаменационный калькулятор свои баллы и узнает, какие вузы ему доступны. Он мог и не задумываться о переезде, но узнает и использует свой шанс. Если он не знает, где будет жить, то зачем ему обрастать собственностью? Тогда как беби-бумер и «икс» хотели закрепиться и обрасти собственностью вопреки советской идеологии. В будущем «зетов» будут развиваться доходные дома с полным убранством вплоть до полотенец.
Важной основой современного шеринга является и психологическая безопасность. Считается, что у человека есть понимание внутренней и внешней безопасности. Когда внутри человек не чувствует опору, он старается максимально обезопасить себя снаружи. Это может проявляться в разном, если мы имеем в виду шеринг или собственность, то ему спокойнее выбрать приобретение. Он бесконечно покупает себе в собственность товары: квартиру, машину, инструменты, у него не кончается желание насыщаться.
Попробуйте беби-бумеру или «иксу» сказать, что можно продать свой автомобиль, а вместо этого пользоваться каршерингом ровно тогда, когда понадобится, не платить за бензин, не платить транспортный налог и за страховку. Максимальное, на что он согласится, — это пользоваться арендованным автомобилем на отдыхе.
«Сытое и стабильное детство дало "зетам" больше внутренней уверенности и отбило желание утверждаться за счет дорогих и не совсем нужных вещей»
Мы можем предположить, что это станет одной из причин резкого скачка в шеринг-экономике.
«Зеты» не будут иметь потребности компенсировать отсутствие ресурсов из-за большего ощущения внутренней безопасности, наличия и доступности ресурсов.
Существует и так называемый антисценарий, когда человек полностью отрицает собственность. Чаще всего так делают ранние «игреки» (1984–1993 гг.), получившие «травму владения». Что это такое? В эпоху, когда появилось всё и всё захотелось, «игреки» брали квартиры в ипотеку, автомобили в кредит, имели еще какой-нибудь кредит на ремонт, мебель и технику. Хотели всё и сразу, как на картинке из глянцевого журнала. В итоге через несколько лет существования в постоянных долгах перед банками они всё продавали или большую часть собственности и начинали проповедовать свободную жизнь. Но так как причиной вдруг появившейся свободы явился не сам свободный выбор такого образа жизни, а включившийся антисценарий, то и свобода когда-то окажется фейковой. Поэтому скорее за «зетами» будет внутренняя осознанность в выборе иметь какую-то вещь в собственности или ее шерить.
Кроме того, продолжается и усиливается тренд на экономию времени и места хранения.
Если сервис шеринга будет настроен таким образом, что шерить будет проще, быстрее и дешевле и это существенно сэкономит время, а за счет того, что собственности не будет, не понадобятся места для ее хранения.
Доверие и репутация — ценностные штрихи шеринга
Онлайн-платформы, позволяющие людям и компаниям совместно использовать принадлежащие им ресурсы, уже создали мировой рынок объемом $15 млрд и перспективой роста до $335 млрд к 2025 году.
Другая «уберизированная» отрасль российской экономики — торговля. В ней работают сервисы Avito, «Юла» и Rentomania, которые представляют собой доски объявлений с предложениями купить или взять в аренду товары. По данным на июль 2017 года, число пользователей Avito составляло 65 млн человек; «Юлы» — 16,6 млн. Rentomania данные по числу пользователей не раскрывает.
Еще одним братом шеринга являются подписки. Ты не выкупаешь право на владение копией фильма. Зачем? Тебе негде хранить кассеты, диски и книги — ты покупаешь право, с тобой делятся им. Подписки — это навсегда. Всё направлено на то, чтобы вы зарегистрировались на сервисе и вам было лень регистрироваться на другом. По сути, платформы — это новые большие торговые центры с правом пользования.
Психологически молодое поколение более готово к такой экономике, чем поколение их родителей, а что будет на самом деле? Поживем — увидим.
Согласны с автором?