Екатеринбурженка Ирина Тебенева разобралась в различиях четырех поколений: «беби-бумеров» (рожденных в 1945–1964 годах), «иксов» (рожденных в 1965–1983 годах), «игреков» (рожденных в 1984–2002 годах) и «зетов» (рожденных в 2003–2021 годах). Этой колонкой она продолжает серию заметок о ценностях поколений. В прошлый раз она рассказывала, как разные поколения относятся к еде. А на этот раз Ирина Тебенева порассуждала на тему отношения женщин к понятию «настоящий мужчина».
В период так называемых гендерных праздников часто поднимается вопрос «про настоящих мужчин». То они «повывелись», то их не осталось, то «мужик нынче совсем не тот». Кто же они — настоящие мужчины и куда делись? Чего не хватает женщинам и каким видят свой идеал представительницы разных поколений.
Кто он — настоящий мужчина глазами женщин?
По преданиям женщин — «беби-бумеров», в их времена встречались они среди старшего поколения или среди сверстников. С какими качествами была связана их «настоящесть?». Обычно называются: сильный, умеющий постоять за честь девушки, выносливый. «Чтоб мог от хулиганов защитить», а дрались в их времена часто. Это, конечно, не дуэли XVIII века, но показывать свою силу при помощи кулаков было делом житейским. А это прекрасное «деревня на деревню» или «улица на улицу»?
«Залезть по водосточной трубе в окно или пройтись по краю перил, чтоб удивить свою даму. Суть «настоящего» показывается через риск и смелость»
Настоящий «беби-бумер» должен не бояться пострадать за семью, за женщину, за страну. Вспомним, когда родились «беби-бумеры»: сразу после войны, поэтому их с рождения окружали сильные свежие воспоминания о воевавших мужчинах, отцах или дедушках женщин-«бумерш». Обычно они в памяти оставались идеализированными героями, которые ежеминутно рисковали своей жизнью, и это и было чем-то настоящим. Особенно если такой родственник погиб на войне, а в России принято об умерших «или хорошее, или ничего». Если удавалось вернуться живым, не каждый смог безболезненно адаптироваться в мирной жизни. Но к нынешнему моменту обычно забывается, что обратной стороной настоящих мужских качеств были и другие качества, которые сейчас принимаются не каждой современной женщиной.
Требование подчиняться, безоговорочно следовать решениям главы семьи, применять наказания и жесткость (по меркам нынешних «зетов») по отношению к детям. Побои ремнем и стояние в углу «иксов» сильно отличаются от современных наказаний для «зетов» (забрать планшет или не купить очередную игрушку).
Помимо героизма, тем мужчинам приходилось выполнять очень много физической работы, чтобы семья могла выжить. А при потере такого кормильца женщинам было совсем нелегко выживать. Мужская сила была необходимым конкурентным преимуществом. Но времена менялись, мужчины-«иксы» всё еще служили в армии, немногие из них участвовали в военных событиях. Например, в Афганистане. Постоянная нужда рисковать жизнью отпадала. Нормальный, «настоящий» парень мужал после службы в армии, собственно, после нее было положено жениться, материальная обеспеченность для ранних «иксов» не требовалась.
«Если в армии был, значит, «не больной», «не хиляк», а может ли он быть хорошим мужем или отцом — дело десятое»
Поздние девушки-«иксы» уже больше начали задумываться о том, где жить и как детей воспитывать. Они «настоящность» начали сопоставлять с обеспеченностью и материальной надежностью мужчины. Типа умеешь деньги зарабатывать — ты настоящий мужик, не умеешь — сиди молчи.
Быт тоже налаживался, жизнь вне пары стала возможной, и чем больше женщина могла сама, тем дальше удалялся образ «настоящего мужчины», тем больше он идеализировался. Женщина захватывала территорию и мечтала. То есть ее окружали одни мужчины, а в голове всё витали фантазийные образы других. Но кто на самом деле ей нужен?
Если спросить девушку-«игрека», то нужен ли ей драчун, рискующий своей жизнью? Скорее, ей нужен заботливый и осознанный молодой человек. Жесткость и непримиримость будет ею рассмотрена как тирания, или ныне «модный» абъюз. За битье детей можно попасть под пристальное внимание органов опеки. Девушки-«игреки» умеют сами зарабатывать деньги, поэтому и материальная надежность начинает отодвигаться на второй план. Теперь разговоры о «настоящем», например, в рассуждениях про мужской декрет. Чем не настоящий мужчина, который разделил с любимой женщиной период младенчества своих детей? Мужчина, который заботится и помогает исполнять желания, который поддерживает женщину в различных проявлениях? Есть ощущение, что хочется, чтобы мог принимать и был гибким во взглядах.
А что по девочкам-«зетам»? Они, конечно, еще совсем маленькие, но можем порассуждать. Всё еще бегают за «плохими парнями»? А вот и нет. Закончилось. Возмутители спокойствия и двоечники нынче не в моде. Помните же, что «зетов» воспитывают в стиле детоцентризма и бесконечного развития? С детства учат увлекаться, заниматься в куче секций и любить себя.
«Поэтому в моде умные, думающие, развивающиеся, смелые в высказывании своих взглядов и убеждений»
Какими мужчин захотят видеть в будущем наши дети и внуки, мы не знаем, важнее осознавать, что образы из книг, фильмов и бабушкиных рассказов — это как раз и есть самое ненастоящее в «настоящности» мужских качеств. Это однобокий и узкий аспект, какое-то клише, не имеющее ничего общего с живым человеком.
Настоящий — это который здесь и сейчас, тот, на кого откликается ваша душа. Если для одной это будут безумные поступки, то для другой — забота в виде вовремя принесенных носочков или горячего чая. Кто-то будет радоваться подаренной шубе, пусть в кредит, а кто-то — «лежи, милая, мы с детьми идем гулять, а ты можешь весь день валяться и делать что хочешь».
Когда вы говорите о настоящих мужчинах, помните, что у них тоже будет свое представление о настоящих женщинах, только вот готовы ли вы чему-то соответствовать? Готовы вы ли платить тем, что вам не нравится делать, лишь для того, чтобы находиться рядом с образом?
Представления о гендерных качествах меняются от поколения к поколению, это ясно, но искренность по отношению к себе и своим желаниям всегда может быть с вами.
«Настоящее — это когда вам хорошо»
Почитайте также колонки Ирины Тебеневой про то, как разные поколения относятся к недвижимости и жилью, про то, как они относятся к образованию, как разные поколения относятся к религии, а также к женщинам и мужчинам.