Екатеринбурженка Ирина Тебенева разобралась в отличиях четырех поколений: беби-бумеров (рожденных в 1945–1964 годах), «иксов» (рожденных в 1965–1983 годах), «игреков» (рожденных в 1984–2002 годах) и «зетов» (рожденных в 2003–2021 годах). Этой колонкой про образование она продолжает серию заметок о ценностях поколений. В прошлый раз она рассказывала, как разные поколения относятся к религии. А на этот раз Ирина Тебенева порассуждала на тему отношения к коммуникациям.
Каждый исторический период характеризуется своими правилами общения и взаимодействия. Когда-то это были почтовые голуби (чему сильно удивился ранний «зет» Даня Милохин в интервью позднему «иксу» Ксении Собчак). Сейчас доставка сообщения занимает доли секунды вне зависимости от расстояния и желания людей. Скорость обмена сообщениями между людьми влияет на удовлетворенность их социальных потребностей, потребностей в коммуникации и желании чувствовать себя частью большого коллектива.
Илон Маск обещает запустить 11 тысяч спутников, которые будут раздавать широкополосный интернет со скоростью 1 гигабайт в секунду. И когда это случится, вопрос с местами, где нет интернета, отпадет. А регулировать свою свободу от сообщений можно будет, только выключая телефон.
Ирина Тебенева — автор книги «Что за Х, Y… Z?» о принципах формирования ценностей поколений и практике применения этой теории. Авторами теории поколений стали 2 американца — Уильям Штраус и Нил Хоув, которые проанализировали повторяющиеся поколенческие циклы с 1584 года и выяснили, что каждые 4 поколения портрет повторяется, но на другом витке спирали истории.
Беби-бумеры
Бумеры — любители личных встреч и совещаний. Для них удаленная работа стала сущим кошмаром. Работа — одна из жизненных опор. Кем ты стал? Где трудишься? Какая пенсия? Что за скайп-собеседование? Приезжай-ка, ты милок, лучше на встречу. Для них карьера — это важно, как, впрочем, и для их преемников «иксов». Статус, просторное место в офисе. И еще чтобы было, что одноклассникам или одногруппникам рассказать. Беби-бумеры настойчиво спрашивают у своих детей и внуков о дипломах, оконченных учебных заведениях.
Они любят являться в гости без предупреждения. Не потому что хотят напугать или нарушить чьи-то границы. Просто в их времена рвануть на другой конец города, чтобы увидеться, не составляло труда. Даже если это был холодный трамвай или долгая дорога пешком. Поэтому и сейчас эти милые люди способны проехать ради скидки не один десяток остановок.
Конечно, современные реалии и бережливое отношение к своему здоровью более поздних поколений вынуждает беби-бумеров приспосабливаться к современным способам коммуникации. И это вызывает скорее гордость за них.
С одной стороны, бумеры умеют ждать, потому что полжизни ждали письма, телеграммы, открытки, телефонного звонка, звонка в дверь. С другой, вот парадокс, теряют терпение при использовании современных средств связи. Оно и понятно.
«Раньше им приходилось ждать ответа долго. А когда скорость обмена сообщениями увеличилась, они не понимают, почему человек не отвечает им сразу»
Они могут начать переживать уже через 10 минут после того, как им не ответили на звонок. Через час — уже бить тревогу. Им трудно объяснить личные границы и «я выключил телефон, потому что хочу отдохнуть». Так же они относятся к рабочим коммуникациям: звонят и дозваниваются, их мало что останавливает. И им всегда проще созваниваться, а не списываться.
«Иксы»
«Иксы» во многом схожи с беби-бумерами, но они более адаптивны к современным средствам коммуникации. В детстве они еще застали стопки открыток, которые нужно отправить родственникам на Новый год. «Иксы» сами писали письма бабушке, в которых рассказывали последние новости из школы. Поэтому «иксам» несложно и сейчас бомбить чью-то электронную почту.
«При знакомстве "иксы" обмениваются визитками (да, их всё еще печатают), вместо того, чтобы найти человека в соцсети или постучать в мессенджер»
«Игреки»
«Игреки» спокойно могут не отвечать и не перезванивать, совершенно не считая это дурным тоном, в отличие от более старших поколений. Кстати, все телефонные мошенники настроены в основном на беби-бумеров и «иксов», которые и честно берут трубку и честно перезванивают на незнакомые номера. «Игреков» же совесть совсем не мучает. Не прийти, не перезвонить, передумать, потому что понял, что так будет лучше, — поведение, за которое «игрекам» не стыдно, в отличие от «иксов» или беби-бумеров.
Для «игреков» письмо, написанное от руки, или открытка, посланная по почте, — целое уникальное развлечение. Они активно используют социальные сети, мессенджеры, звуковые сообщения и экономят время.
«Если предстоит "живая" встреча, "игреки" заранее узнают о своем собеседнике: гуглить для них такой же естественный процесс, как чистить зубы»
Удаленка — это легальный фриланс, который «игреки» очень любят. Встречаться не потому что надо, а потому что весело или интересно. Работать там, где удобно, а не престижно. «Игреки» — первое поколение советских людей, которое разговаривает на иностранных языках. И словарный запас намного больше «London is the capital of Great Britain» или «Je ne mange pas six jours». Поэтому они легко общаются с людьми с разных континентов и легко переезжают, не держатся за одно место.
Тем более что интернет и социальные сети могут обеспечивать виртуальное присутствие друзей. Вот твой друг поехал в отпуск, а ты наблюдал все подробности его дня, вот он прочел интересную книгу или показал ребенка. Виртуальное наблюдение порой дает больше информации, чем живое общение. Для «игреков» и «зетов» это уже часть их ценностной составляющей.
«Зум-конференции, как и зум-вечеринки, вполне естественны и вписываются в привычный ритм работы»
Отсюда складывается тренд на удобное жилье, быстро трансформирующееся в рабочее пространство. Ноутбук, интернет и стаканчик с кофе — вот необходимые условия для работы. Это можно делать дома, в кафе или коворкинге. Либо в гибридном изобретении — коливинге (месте, где и живут, и работают). Там у каждого есть пространство для сна и общие места для работы и проведения совместного досуга.
Если предки «игреков» стремились побыстрее переехать из общежитий, то они сами могут стремиться туда попасть. Много коливингов есть в Москве и у моря. Действительно, зачем снимать жилье в своем городе, когда можно приехать и жить, и работать вместе с кем-то на море? При этом «игреки» спокойно относятся к программам слежения, установленным на компьютере, чтобы работодатель мог контролировать рабочий процесс на расстоянии.
«Зеты»
«Зеты» — те, кто первыми на себе прочувствовали удаленную учебу и несовершенство образовательной системы. Между их ценностным восприятием цифрового мира и старыми преподавательскими подходами пропасть. Образование для «зетов» уже никогда не будет прежним — будет развиваться гибридная форма.
Вспомните совсем маленьких «зетов», которые очень быстро адаптировались к садику через экран планшета. Воспитатели проводили с ними онлайн-занятия, и это «заходило». Сомневаюсь, что внимание «икса» можно было бы так долго удерживать.
«Общение "зета" в большей степени происходит в социальных сетях, он может даже не знать номера телефона собеседника»
Для «зета» странно звонить и естественно писать или говорить. А лучше — общаться с видео.
Кто бы ни был перед вами — «икс», «игрек» или «зет», — он нуждается в социальной коммуникации. А понимая ценностные особенности его поколения, можно организовать коммуникацию так, чтобы всем было комфортно. При этом помните, что здесь мы анализируем и показываем поколения широкими мазками. В каждом поколении есть очень много разных людей, уникальных и особенных.
Почитайте также колонки Ирины Тебеневой про то, как разные поколения относятся к недвижимости и жилью, про то, как они относятся к образованию и к женщинам и мужчинам.