Николаю Николаевичу и Музе Леонидовне на двоих 200 лет: ему 104 года, ей исполнится 96. Всю жизнь они провели вместе и охотно рассказывают о том, как дожить до ста и сохранять брак и любовь больше 72 лет.
Познакомились супруги необычно: отец Музы Леонидовны работал в Театре музкомедии скрипачом и дирижером. Как-то однажды он взял дочь на гастроли в Сочи. Оказался там и Николай Николаевич. Ему так понравилась Муза, что он не побоялся и напрямую спросил ее отца:
— Можно вашу дочку пригласить купаться?
— А я плавать не умею, — ответила за папу девушка. Но купаться пошла.
Историю знакомства помнит только она, Николай Николаевич шутливо извиняется, что «не в силах держать столько всего в памяти». Не помнит он и войну. Зато до сих пор знает наизусть почти всего Есенина и читает своей Музе. Потом супруги меняются ролями, и вот уже она поет для мужа. Оба — люди творческие, Муза Леонидовна работала артисткой хора, а Николай Николаевич был премьером балета. Любовь пронесли через года и благодаря искусству, до сих пор в их общении есть утонченность, кокетливость и немного актерской игры. Николай Николаевич называет жену «подружка моя», а она приглашает его на завтраки, обеды и ужины в «домашний ресторан». Это и то место, куда пара ходит на свидания.
— У меня не кухня, а ресторан, — рассказывает Муза Леонидовна. — Каждое утро просыпаемся, целуемся, крестим друг друга, я говорю: «Проходи, пожалуйста, в ресторан» — и он с удовольствием идет.
Друг друга супруги называют также Коленькой и Музочкой. Жена все время интересуется, не замерзли ли у мужа ноги, и если да — укрывает их пледом.
Супруги говорят, что никогда не ссорились. Секрет прост: как только назревал спор, Николай Николаевич садился в машину и уезжал в лес. Там он гулял, пока оба не остынут, и возвращался домой к своей Музочке.
— Коленька меня никогда не обижает. Всегда целует, всегда говорит спасибо. Причины ссориться нет, — говорит Муза Леонидовна.
— Мы никогда не ссоримся и не ругаемся — вот и все, — добавляет Николай Николаевич. — Моя подружка Музочка, ты моя любовь.
Вокруг Николая Николаевича в молодости было много женщин, но Муза Леонидовна не ревновала — говорит, муж не давал повода. В их отношениях до сих пор есть задор: всю жизнь Николай Николаевич и Муза Леонидовна спят в разных комнатах, но иногда жена приходит к мужу в спальню.
— Часто вас, Муза Леонидовна, муж приглашает в гости? — спрашиваем.
— Часто, да, — кивает она, улыбаясь.
Муза Леонидовна говорит, что всегда чувствует себя «молодой, хорошенькой и любимой». Николай Николаевич не отстает: он отметил свое столетие чечеткой, а в 90 с небольшим каждое утро наматывал километры пешком. В 99 лет долгожитель занимался йогой, а в 2014-м с Музой Леонидовной участвовал в «Майском вальсе». На столетний юбилей Николая Николаевича приехали поздравлять сотрудники «Дома актера», и привезли ему ходунки:
— Они решили, что сто лет — это уже финиш, и пришли с этими ходунками. Как тогда Николай Николаевич обиделся на них! Он буквально взорвался, и вместо этого стал танцевать чечетку, — вспоминает Лилия Дамировна Белоблоцкая, заместитель главы администрации Железнодорожного района.
— А мы готовились к этому празднику: стол накрывали, хлопотали, кофточки надели нарядные, — рассказывает Муза Леонидовна. — Мне накрутили бигуди, я легла спать — и потом три дня в таких шишках-бигудях ходила. Рубашечки были у нас, туфельки, чтобы понравиться всем. Мы еще не старые, мы совсем молодые! Летом мне будет 96 лет, я еще совсем молоденькая — и Коля молоденький, ему 104 года.
Муза Леонидовна считает, что секрет семейного долголетия — в мелочах типа домашнего ресторана и отсутствии ссор, а у Николая Николаевича другая хитрость:
— Я люблю Музу больше, чем себя, и она меня любит больше, чем себя.
— Мы просто любим друг друга, любим до сих пор, — говорит Муза Леонидовна.
Почитайте еще одну счастливую историю екатеринбуржцев, проживших уже 50 лет вместе. А здесь — откровения пар, где женщины гораздо старше своих лет.