Все привыкли к тому, что можно поменять фамилию в паспорте — как правило, это происходит, когда девушка выходит замуж. Реже — когда парень женится, но такое тоже бывает. А вот поменять имя — этот шаг вызывает недоумение у абсолютного большинства. Главный вопрос — «Зачем?», второй — «Как?» Мы разыскали нескольких екатеринбуржцев, у которых в паспорте было одно имя, а потом стало другое. Вот их истории.
Была Елена — стала Ая
— Папа придумал для меня имя Ая, когда я родилась. Вообще-то такое имя существует, причём в самых разных странах — Японии, Израиле, Конго… Но папа об этом не знал. У него была идея — назвать ребёнка так, чтобы половина детей во дворе не оборачивалась, когда зовешь его из окна. Но вышло все не так: в мое свидетельство о рождении записали самое популярное в России женское имя — Елена. Естественно, в школе меня так и звали, как было написано в дневниках и журналах. А родственники иногда даже каламбурили, говоря, что Лена в моем случае — от слова лень.
В 17 лет я с радостью рассталась с нелюбимым именем. Везде, где не требовались документы, я представлялась Аей. На работе, кстати, тоже — первые годы меня не брали в штат, трудовые договоры не были слишком сильно распространены, так что «паспортное» имя всплыло довольно поздно. Сейчас меня называют Аей почти все. Исключение — люди, с которыми я встречаюсь в чисто формальной обстановке. Объяснять им, почему в паспорте одно, а на деле другое, совсем не хочется. Кстати, объяснений я за свою жизнь придумала целую кучу. Среди них есть, например, такое: Елена и Ая — одно и то же имя. Елена — это Селена, луна. Ая — это тоже луна, только в тюркских языках.
Сейчас я готовлюсь к тому, чтобы официально зарегистрировать отношения со своим именем. Менять документы очень хлопотно, тем более что это не только паспорт, но и свидетельства о рождении меня и детей, СНИЛС, ИНН, водительские права, полис ОМС и еще много-много чего другого. И все равно я набралась решимости осуществить задуманное — слишком часто мне приходится судорожно вспоминать, как я представилась тому или иному человеку.
Кстати, мой папа реализовал-таки свою любовь к редким именам. Своего третьего ребенка он назвал Римм.
Был Алексей — стал Аксель
— Идея сменить имя меня впервые посетила ещё в школьном возрасте. Красивое и в полной мере меня устраивающее имя Алексей окружающие часто заменяли на детсадовское Алёша, коверкали вариантом звучания Лёша. Самым ужасным было услышать в свой адрес Лёха. Любите звук пенопласта по стеклу? Ну вот, примерно такие же ощущения. Как здравомыслящий человек, я не спешил делать татуировку, хоть сюжет уже и теплился в моем сознании. Так же я не спешил менять имя: вдруг юношеский максимализм пройдет, а в документ уже будут внесены изменения? Так что срок одуматься по обоим пунктам у меня был до 25 лет (до времени первой смены фотографии).
Но все произошло несколько иначе. В 23 года я потерял паспорт при невыясненных обстоятельствах. Решения, зревшие в голове к тому моменту, не ослабевали ни на йоту, а только крепли день ото дня. Я сместил момент принятия окончательного решения с 25 на 23 и подал заявление. Но не тут-то было! По правилам, которым мне пришлось следовать, сначала я восстановил паспорт со старым именем и только потом, по получении оного, моё заявление было принято к рассмотрению. Его рассматривали две недели, проверяли в органах и банках, и в итоге предприятие увенчалось успехом! Сейчас в моем окружении образовался целый пласт друзей, знакомых и коллег, которые знают только одно мое имя.
Была Юлия Юрьевна — стала Евгения Вадимовна
— Впервые о новой фамилии я задумалась, работая в газете журналистом, в 17 лет. Многие мои коллеги брали псевдонимы, когда писали на острые темы. Мне казалось, что это так по-взрослому. И тогда я придумала себе вторую фамилию. Поначалу я подписывалась двумя фамилиями сразу, через дефис, потому что в этом было что-то аристократичное. Да и кто поймет, что в голове у 17-летнего человека. Потом, привыкнув к новой фамилии, стала использовать только её. А дальше я подумала, что мне этого мало, и я захотела сменить на псевдоним еще и имя. С тех пор я стала публиковаться исключительно под псевдонимом. В реальной же жизни ничего не поменялось, пока я не начала довольно-таки часто летать в Москву на концерты, в гости и просто погулять. Когда я знакомилась с новыми людьми, мне хотелось представляться новой личностью. Это был достаточно неосознанный шаг, но очень приятный.
Новые имя и фамилия так прочно закрепились в моем сознании. К тому же, уже половина тех, с кем я общалась, называли меня Женей. Некоторые, узнав, что мое настоящее имя Юля, стали звать меня Женя-Юля. Я у них и в телефонах так записана, и в приглашениях, и обсуждают меня между собой они, называя двойным именем.
Прошло ещё года два, и я уже со всей уверенностью попросила всех друзей и коллег называть меня Женей. Новые имя и фамилия нравились мне на слух, я стала идентифицировать себя совсем иначе. Иногда, перед сном, я размышляла, как сложится судьба у этой «новой девочки», с новыми именем и фамилией. Ведь я сама её придумала, а, значит, всё будет так, как я захочу. Говорят же: как корабль назовешь, так он и поплывет. И это мне помогло. Я стала той, кем хотела стать.
Документы я решилась поменять только в 28 лет. Сделала бы это раньше, но боялась бюрократии. А на деле оказалось все очень просто и быстро! Так как я меняла еще и отчество на более созвучное (с кровным отцом много лет ничего не связывает), в паспортном столе сотрудница посмеялась: «Дату рождения точно не хотите заодно поменять?!» Оказывается, даже это можно сделать. Я была Юлия Юрьевна Бесирова, а стала Евгения Вадимовна Дартеева.
Сейчас я уже не откликаюсь на свое первое имя, не вздрагиваю, когда слышу его в толпе. И с уверенностью могу сказать, что придуманные ФИО добавляют мне уверенности в жизни».
О том, как можно официально поменять имя, отчество или фамилию, можно узнать в нашей инструкции. На все бюрократические процедуры уйдёт от недели до месяца.
Если вы тоже поменяли имя и хотите рассказать свою историю, напишите нам на почту news@corp.e1.ru или позвоните по телефону +7 (343) 34–555–34. Также можно воспользоваться WhatsApp, Viber и Telegram — их номер +7 909 704 57 70.