Если при слове «ролевик» у вас перед глазами встаёт огромный бородатый мужик в доспехах и с железным мечом в руке, благородная дама в средневековом платье или худой подросток, который вырядился в костюм эльфа и прицепил себе смешные ушки, то вы не ошибаетесь — именно так эти люди и выглядят на фестивалях и играх. А в обычной жизни ролевики могут ходить на работу в офис, оказаться вашим таксистом или вести утреннее шоу на радио, которое вы слушаете, стоя в пробке.
Марина Акилова-Елина — ведущая на радио «Маяк» и фотограф, за спиной у неё несколько лет игр в Средневековье. Мы поговорили с ней о том, как жили ролевики в 2000-х и что с ними стало потом.
— Как ты попала к ролевикам?
— В 2001 году на экраны вышел первый фильм «Властелин колец». В кинотеатре «Салют» тогда организовали перед премьерой конкурс костюмов. Я отправилась туда в образе хоббита и познакомилась с людьми, которые были в доспехах и очень привлекли моё внимание. Я им говорю: «Классно было бы познакомиться с такими людьми, как толкиенисты», на что ребята в ответ рассмеялись и сказали: «Добро пожаловать в наш мир, это мы и есть!» С тех пор начались тусовки с ролевиками. Конечно, у меня не было денег на дорогие костюмы, поэтому первое время я подтыривала бальные платья для фестивалей из школы, когда мы ставили там какие-то спектакли и платья были реквизитом. Но какое же это было удовольствие — иногда почувствовать себя принцессой, надеть кринолин и, гуляя с друзьями по набережной и услышав звуки вальса, танцевать его. Это всё такая очаровательная романтика, пропитанная историей. Вот спроси людей на улице, кто умеет танцевать вальс. Да только каждый 50-й, может быть, ответит «да».
— А как проходили тусовки ролевиков?
— Раз в неделю мы собирались в Зелёной Роще — «Зелёнке», как мы её называли — или в заброшенном зоопарке, где сейчас «Радуга-парк». Там в заброшенном здании у нас были мини-игрища, надо было уничтожить команду соперника. Помню, у меня из оружия была булава. Там же очень часто занимались фехтованием. Кто-то пил, кто-то фехтовал, кто-то играл на гитаре. Была такая тусовка. За время жизни в ролевом движении я научилась стрелять из лука, драться на ножах, фехтовать. Больше всего мне нравилась катана. Мы даже организовали девичью команду по катане, назвали её «Орден горькой полыни». Тренировки были вполне серьёзные, наш тренер нас прямо гонял, заставлял отжиматься. Я получила хорошую физическую подготовку. А ещё были фестивали и конвенты.
— Как к ним готовились?
— Подготовка к игре может идти полгода. Она заключается в изучении того времени, в котором ты будешь играть, создании костюма, подготовке собственной роли. Ролевики — это очень читающие люди. Чтобы влиться в роль, ты должен полностью понимать логику своих действий и что вокруг тебя происходит. А игры могут быть совершенно разной тематики. Стандартные — это «ХИшки» — хоббитские игрища. Но были и другие. Например, я ездила на игру по «Пиратам Карибского моря», в «Храм богини Иштар» — тоже одна из мощных игр. Сейчас уровень ещё выше, люди играют в игры в стиле стимпанк, в игры по «Гарри Поттеру», они очень популярны в последнее время. На самой игре ты посещаешь все лекции, как студент в Хогвартсе, у тебя есть уроки зельеварения, на них ты варишь что-нибудь из сгущёнки, сдаёшь экзамены…
— Чем вы вообще занимались на фестивалях?
— На фестивалях проходили турниры: ножевые, «железячные» (когда люди сражаются в доспехах), шпажные, лучные. Был конкурс менестрелей — это моё любимое! Именно для ролёвки я научилась играть на гитаре и сочинять песни. Какое-то время я была достаточно популярным менестрелем, выигрывала конкурсы. Сейчас я вспоминаю это с улыбкой — это очень трогательные моменты, когда к тебе подходят люди, просят тебя спеть твою песню и подпевают тебе. Когда ты даёшь концерт, будучи маленькой странной 16-летней девочкой, а тебя слушают.
Были балы, для которых специально шили костюмы. А костюмы могли быть очень дорогими. Какое-нибудь бальное платье можно носить годами. С ролевиками я научилась танцевать исторические танцы: менуэт, разные вальсы и многое другое. Танцевать на балах — это особый шарм, это не на дискотеке дрыгаться! Нужно надеть корсет, кринолин, выйти в образе благородной дамы, вести себя скромно, ждать, когда придёт приглашение от кавалера... Ролевое движение этим и прекрасно, оно обучает тебя жить красиво. Молодые люди из этой субкультуры действительно открывают девушкам дверь, подают руку, учат своих детей вести себя благородно. Хотя, конечно, не обходилось на фестивалях без алкоголя, курения и распутной жизни.
— Как к этому увлечению относились родители?
— Мать, конечно, долго не могла свыкнуться с мыслью, что ко мне в гости ходят бородатые и вонючие дядьки. Просто когда идёт бой в доспехах, то человек одет ещё в дополнительную одежду и ему нужно приложить огромное количество усилий, чтобы махать тяжелющим щитом… Конечно, молодые люди после боя пахнут не очень… Но с этим можно свыкнуться, зато очень приятно, когда твой ребёнок шьёт костюм благородной девицы на игру. Сколько корсетов я пошила, благодаря матери, которая меня финансово поддержала, когда я была ребёнком лет 15–16! Они, кстати, до сих пор у меня сохранились, и мне искренне жаль их выкидывать! Вообще в тот период я была достаточно сумасбродной, могла ходить по криминальным районам по ночам, абсолютно не чувствуя какого-то страха. За спиной был мой первый меч, и я ничего не боялась, никаких гопников.
— Когда и как всё закончилось?
— Всё закончилось достаточно внезапно, я переехала в Москву, чтобы пройти практику и остаться там. И всё как-то оборвалось, но не окончательно. Попрощаться навсегда с этими людьми невозможно, выходишь оттуда настоящими друзьями, которые всегда помогут, придут на помощь. Даже если я сейчас не играю в игры и не посещаю конвенты, то я всё равно продолжаю следить за тем, как мои друзья готовятся к ним, продолжаю встречаться с этими людьми. Но я с горестью смотрю на молодое поколение, хотя понимаю, что мы сами были такими — слегка грязные, слегка патлатые, немножко пьяные, но очень весёлые.
— Скучаешь по тем временам?
— Да, сейчас мне иногда хочется «надеть дурацкое» — достать костюм и вспомнить прошлое. Есть люди, которые построили свою карьеру на ролёвке — очень многие продолжают шить костюмы и зарабатывают себе на жизнь этим. С одной стороны, это такое увлечение пубертатного возраста, поэтому это вызывает у меня некоторые вопросы. Но, с другой стороны, почему бы и нет? Это не самое плохое хобби на свете!
— У ролевиков в обществе сложился такой стереотип — очень странных людей… А какие они на самом деле?
— Ролевики — это, в первую очередь, спортивные, творческие люди: певцы, поэты, книгочеи, а ещё они архитекторы. На игру ты приезжаешь, по сути дела, на пустой полигон, на котором начинается «строяк». Ты же не будешь сидеть в пустом поле, поэтому возводишь стены собственной крепости, как-то организуешь пространство с помощью ткани. Ролевики — это ещё и кулинары. Боже, какие кулинарные изыски можно обнаружить в котелках на кострах! Самая странная пища, которую я ела, — это был суп из пельменей, картошки, макарон, кучи овощей и риса. Но это было очень вкусно и сытно. А самые странные люди — это эльфы до мозга костей, все такие возвышенные, лёгкие, непорочные. Мы называли их дивнюками. Это люди, которые не просто погружаются в эту сферу, а они уходят в неё с головой, тонут в ней настолько, что над ними километр воды ещё остаётся. Но подобного плана люди есть в любой сфере.
— Как сложилась твоя жизнь потом?
— Когда-то я была фотографом, и ролевое движение мне в этом плане помогло. Когда мне надо было для фотосессий найти костюмы определённой эпохи, я всегда могла обратиться к своим друзьям. Вторая моя работа — это авторское радиошоу на радио «Маяк» — «Утро на «Маяке». И здесь я тоже использую музыкальный запал, способы воздействия и коммуникации, которые я почерпнула в ролёвке. Сейчас я одеваюсь как обычный современный человек, распознать во мне ролевика практически невозможно. Но есть люди, которые остались в этом — одеваются в удобное, походное, с историческими элементами. Сейчас мои друзья даже не знают, что был такой период в моей жизни.
Напомним, мы уже рассказывали о девочке-готе, которая в юношестве собирала сотни косых взглядов на улицах. Писали про молодого человека, который в 13–14 лет был панком, а потом вырос и превратился в хипстера. Ещё у нас была история про хиппи, которая сейчас работает инженером-экологом и пишет жалобы на чиновников в прокуратуру. А до этого — рассказ о девочке-эмо, которая стала бизнес-леди и ведущей мотивирующих тренингов.
Если вы тоже в молодости были эмо, готом, хиппи, скинхэдом, панком или увлекались другой субкультурой и у вас есть интересная история, напишите нам на почту news@corp.e1.ru или позвоните по телефону +7 (343) 34–555–34. Также можно воспользоваться WhatsApp и Viber — их номер +7 909 704 57 70.