— Мне обидно, что со мной так поступили. Я проработала на предприятии всю сознательную жизнь, 15 лет — с марта 2002 года. Пришла в ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» из колледжа и с тех пор не меняла место работы. Я не из тех, кто прыгает с места на место, — начала разговор Анна. — После колледжа я получила высшее образование, и предприятие мне помогало. А я была в профсоюзе и участвовала во всех мероприятиях.
Аня — мама двух детей: дочь-школьница и 4-месячный сын Миша (или Майкл). Если с первым ребёнком декретный отпуск прошёл хорошо, то со вторым возникли проблемы. Последняя её должность звучала так — «эксперт 1-й категории отдела экономической безопасности». По словам екатеринбурженки, никаких ограничений по выезду за границу у неё не было.
— Без проблем я всегда выезжала на отдых за границу. Да и в этот раз работодатель знал, что я поеду в США, ведь я оформляла визу, — говорит Анна. — Мой начальник и основной костяк не изменился со времён первого декрета.
Через два месяца после рождения ребёнка, в июле 2017 года, её уволили. Причиной, по мнению женщины, стало её желание родить сына в США, в штате Флорида. Семья выбрала заграничные роды по нескольким причинам. Во-первых, туда, в город Тампа, переехал брат Ани, который предложил свою помощь в организации процесса. Во-вторых, Анна не скрывает, что беременность поздняя и у неё были проблемы со здоровьем. В-третьих, понимали, что двойное гражданство открывает новые перспективы.
— Я решила не рисковать, плюс у меня были свои медицинские проблемы. Хотела, чтобы у ребёнка было двойное гражданство, чтобы он без проблем мог там учиться, путешествовать по миру. Оставаться там мы не планировали. Здесь у меня осталась с родителями дочка. Что думали мои работодатели, я не знаю, чем они руководствовались, я не знаю, — делится мыслями женщина.
Анна не предупредила коллег, что едет рожать в США. Решила, что это слишком личное. С 22 февраля по 11 июля она находилась в отпуске по беременности и родам. (В народе отпуск на время родов часто называется «декретным», но с правовой точки зрения его делят на две части: отпуск по беременности и родам, который длится до родов, и отпуск по уходу за ребёнком, который может длиться, пока ребёнку не исполнится 3 года).
По словам Анны, никаких конфликтов на работе у неё не было. А в трудовой книжке до записи про прогул была только заметка о поощрении.
— Меня уволили за однократное грубое нарушение — прогул! Мы с мужем улетели в США 5 марта. Принесла на работу все документы. Подготовила моим родителям все доверенности. Родили благополучно и занялись оформлением всех документов. С американской стороны всё произошло быстро, с нашим посольством возникли проблемы, — говорит Анна. — Поэтому я не успела их вовремя отдать работодателю.
2 мая родился Миша. Копию свидетельства о рождении работодателю семья предоставила. Но оформить загранпаспорт на ребёнка, чтобы въехать в Россию, не успели к нужному времени. Загранпаспорт был готов только 14 июля. А вернуться в Россию семья смогла 11 августа, и то пришлось доплачивать деньги, чтобы ускорить процесс. Для выезда ребёнку нужно было получить российское гражданство.
— Мой отпуск по беременности и родам закончился 11 июля. 12 июля я должна была либо выйти на работу, либо написать заявление на отпуск по уходу за ребёнком, — рассказывает женщина. — Работодатель решил: американская копия свидетельства о рождении — это не документ, не подошло. Это не подтверждение того, что я родила. С юридической точки зрения, наверное, они правы. Но ведь работаю я, а не мой ребёнок. Какая разница, переведённые у него документы или нет.
По совету кадровика ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» Анна направила заявление почтой. Понадеялась, что корреспонденция дойдёт быстро. Но бумаги пришли 29 июля.
— Я, чтобы подстраховаться, отправила в Viber сканы коллеге. Они распечатали их. Что было дальше, я не знаю. Но 17 июля меня уволили. Вот так вот. У меня на руках ребёнок, дома — 11-летняя дочь. И никто ничего не сказал. Об этом я узнала от родителей, отец тоже там работает, а не от работодателя — рассказала Анна. — Я не скрывалась, мы всегда общались. Меня поздравляли с рождением сына. А тут тишина. Сначала мы говорим, что наш коллектив — единая семья. А на деле все прикрывают свои попы. Юрист с работы моей представительнице сказала, что они испугались трудовой инспекции, что нет оригиналов документов: ни заявления, ни свидетельства о рождении. Хотя у них была справка о рождении из госпиталя, переведённая, заверенная.
По словам Анны, возможная причина случившегося — это то, что она не спросила у начальства, не отчиталась о своей поездке. Разболтать «секреты» Анна и не пыталась: там никто не спрашивал, где она работает, какая у неё зарплата.
— Это не такие большие деньги — родить в США. Если всё делать правильно, можно уложиться в 600 000 рублей. Нужно знать язык, законы. Главное — желание этим заниматься. Я нисколько не пожалела. Ребёнок полностью здоров, и я не пошатнула своё здоровье, — продолжает Анна. — Может, причина увольнения в том, что начальство, скорее всего, решило, что я остаюсь на ПМЖ в Штатах, вот и избавились от меня.
Анне выплатили только единовременное пособие при рождении ребёнка, а причитающиеся по трудовому договору выплаты — 10 окладов при рождении ребёнка и по два оклада каждый месяц — нет. Все эти выплаты Анна хочет получить через суд и восстановиться на работе. Сейчас в споре с работодателем разбирается Кировский районный суд. Следующее заседание назначено на 5 октября.
Заключать мировое соглашение ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» не намерено. Там отмечают, что согласятся с решением суда.
«Сотрудница уволена приказом от 21 июля 2017 года № 97-к. Её увольнение связано исключительно с нарушением трудовой дисциплины: неявкой 12 июля и непредоставлением документов, подтверждающих причины и обоснованность неявки. В настоящее время трудовой спор находится на рассмотрении Кировского районного суда Екатеринбурга и будет разрешён в соответствии с действующим законодательством», — прокомментировали ситуацию в ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург».
Между тем представитель Анны рассказала, что в суде работодатель предложил бывшей сотруднице лишь изменить формулировку увольнения.
— Согласно ч. 1 ст. 256 ТК РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет. Предоставление указанного отпуска является предусмотренной законом гарантией, направленной на защиту материнства и детства, и не зависит от воли работодателя, — пояснила представитель Анны Кристина Чурмантаева. — Ответчик не отрицал в судебном заседании, что получил от истицы 13 июля (12 июля должен был начаться отпуск по уходу за ребёнком) копии заявлений о предоставлении отпуска и копию (нотариальную) свидетельства о рождении ребёнка, которые предоставил отчим истицы, также не отрицали факт того, что знали, что истица находится в США, но считают, что, так как она не предоставила оригиналов документов, они не могут их принять, так как понесли бы наказание при проверке Рострудинспекцией и прокуратурой. На вопрос суда о возможности заключения мирового соглашения ответили, что готовы поменять формулировку увольнения — на увольнение по собственному желанию.