– Стараюсь забыть все эти передряги, суды, хотя они у меня здоровья-то отняли. Сдавать стала в последнее время. Да и возраст, конечно, 86 лет уж будет в августе. Но я сама себя обслуживаю. Приходили из соцзащиты тут, говорят: "Анастасия Михайловна, вам помощница по возрасту положена", а я говорю, что пока сама в состоянии мыть полы, никого мне не надо. Внучка приходит помогает, – рассказывает про свои дела Анастасия Михайловна, вдова уральского художника-ювелира Леонида Устьянцева.
Мы писали в конце прошлого года про квартирный вопрос, который рассорил семью ювелира. Камнем преткновения стала двухкомнатная сталинка в центре города, в ней когда-то жили супруги Устьянцевы – Леонид и Анастасия. После смерти мужа конфликт у пенсионерки вышел со старшим внуком Александром и его женой. Молодая семья сначала жила на съёмной квартире, а осенью 2015 года переехала к бабушке, но две хозяйки в одном доме не ужились. После пяти судов пара выехала из квартиры.
Сейчас Анастасия Михайловна снова чувствует себя хозяйкой в своём доме: может входить во все комнаты (до этого в зал, где жили внук с женой и ребёнком, её не пускали). В свободное время она пишет воспоминания о своём муже и сочиняет стихи. Анастасия Михайловна достала стопку исписанных листов формата А4 и зачитала одно из стихотворений, посвящённых мужу. Она была для него музой и помощницей.
Напомним, Леонид Устьянцев – единственный в стране ювелир, удостоенный звания народного художника России. Его работы хранятся в Алмазном фонде страны и во многих частных коллекциях. С них начался Музей камнерезного искусства Урала. Учился и творил Устьянцев по большей части в Свердловске.
Леонида Фёдоровича не стало в 2008 году. О своём муже, с которым прожила 58 лет, Анастасия Михайловна может говорить долго – как они вместе искали камни, как создавались шедевры, как они спорили над названиями. Несмотря на преклонный возраст, она помнит всё до мелочей: его фразы, взгляды.
– Только названия камней начала забывать, – сокрушается бабушка.
Обратиться в СМИ она решила за помощью. У неё одна мечта – издать, хотя бы небольшим тиражом, книгу воспоминаний о муже. Один экземпляр уже готов, его издали в 2014 году, но дальше дело не пошло.
– Писала о его работе в основном. Я же в 45 лет ушла на пенсию, работала в онкологии медсестрой, он видел, как мне тяжело, и говорит: "Уходи". Так я стала с ним работать секретарём. Он хотел так много сделать, чтобы люди видели эту красоту. Люди ценили его работу, а какие отзывы были. Почитайте, они есть в конце этой книги, – говорит Анастасия Михайловна. – Рукописных воспоминаний ещё стопка. Но кому они теперь нужны? Пишу, черкаюсь… Жаль, что книжку никто не печатает.
Анастасия Михайловна может рассказывать про каждую работу мужа – вот украшения, которые были в коллекции Людмилы Зыкиной, а вот те, что оценил космонавт Юрий Гагарин.
– На Смоленскую фабрику приехал с экскурсией Юрий Гагарин. Лёня показал первому космонавту свой гарнитур "Космос" из белого золота и бриллиантов и предложил купить его для жены. Гагарин похвалил работу, сказал, что эти звёздочки такие же красивые, как он видел на небе, но заметил, что у него таких денег нет, – вспоминает екатеринбурженка.
Вдова ювелира показала целую стопку писем, которые она отправляла в администрацию губернатора и даже президента с просьбой помочь издать книгу. Она пыталась даже дозвониться до прямой линии с Владимиром Путиным, но не получилось.
– А сколько у Лёнечки было выставок! В последний раз он ездил в 2007 году в Индию в Дели. Они ему там говорят: "Леонид Фёдорович, продайте часть коллекции своей". А он и говорит: "Нет, это принадлежит России", и отказал. А Россия даже не может выпустить книгу. Мне очень обидно, – говорит бабушка. – Если бы наши депутаты по 100 рублей хотя бы скинулись, всё бы получилось. Я не прошу денег, мне пенсии хватает. Но её не хватает на издание книг. Лёнечке же ничего не надо было, а я все фотографии собирала. Он говорил: "Ничего у тебя не получится, ты же не писатель", а я отвечала – ещё посмотрим.