Один знакомый москвич после прогулки по улицам Екатеринбурга недавно заметил:
— Всё у вас хорошо, девчонки симпатичные, но… Что-то в них не так.
— Что?
— Как бы тебе сказать. Какие-то попы у них… низкие.
Позже другой приятель одного из авторов журналисткого расследования (уже из Владивостока) поделился точно таким же наблюдением. Дальше — больше: оказалось, что незнакомые между собой приезжие не только отмечают эту особенность уральских женщин, но и дают ей названия, пуская их в обиход. Например, «низкопопы» и ТУНЖики (первые буквы в этой аббревиатуре расшифровываются как «типично уральская», третья — это сокращение слова «низко», ну, а последняя буква всем и так понятна). Что это — злой прикол, едко-ироничный миф об уральских девчонках или во взгляде со стороны есть доля истины?
Первыми, к кому мы обратились с этим вопросом, стали сотрудники Свердловского бюро судебно-медицинской экспертизы. Те, кто проводит судебные антропологические исследования (для опознания останков жертв), должны знать: можно определить, местный перед ними труп (с низкой попой) или перед ними тело приезжей. Однако суровые врачи из медико-криминалистического отделения заявили: каких-то ярко выраженных отличительных признаков в строении тела жительниц Урала они не замечают, в работе эти признаки не используют и вообще впервые слышат о вульгарном термине «низкопопость».
Многие друзья и знакомые редакции E1.RU также удивлялись, что свердловские женщины обладают такой пикантной особенностью, как «низкая попа». А профессор Уральского гуманитарного университета, заведующая кафедрой социальной психологии и психологии семьи Юлия Токарева заявила, что всё это чья-то дурная шутка.
— В науке вообще нет такой проблемы, — пояснила Юлия Токарева. — Я, как ученый, подобной особенности в уральских женщинах не наблюдаю. И даже если провести какие-то исследования, вряд ли они подтвердят предположение о том, что у наших представительниц прекрасного пола короткие ноги.
После такой информации один из авторов этого текста (Семён Чирков — прим. ред.) спать спокойно уже не мог. Всё ноги снились (ну, и попы тоже). Думал, как же так: не могут же люди просто ради шутки взять и придумать характерную женскую особенность и даже дать её обладательницам название? Слово есть, а… гхм… явления нет!
Исследовательский зуд подхватила коллега Семёна — Анастасия Ровнушкина, выбрав в качестве экспертов модельера (который, как никто другой, в курсе отличительных черт фигур прекрасных обитательниц нашего региона) и физиотерапевта. И знающие люди подтвердили: уральская низкопопость — это факт!
Никита Баранов, уральский модельер: «Это «нижний тип фигуры»
— Мне сложно сравнивать. Я работаю только с уральскими клиентами, то есть я не могу проводить объективного сравнения. Но какие-то особенности всё-таки выделить могу. У наших уральских дам очень женственная фигура: маленькая талия и красивая линия бедра. Причём это не зависит от полноты, во всех размерных рядах это присутствует, явно прослеживается. Красивая линия бедра — не плоская, плавная линия. Разница между объёмом талии и бёдер значительная.
То, что вы называете «низкопопостью», мы называем «нижний тип фигуры». Если представить фигуру — песочные часы, то грудь — верхняя часть — меньше бёдер — нижней части. И да, пожалуй, именно нижний тип у нас преобладает.
Всегда можно подобрать варианты одежды, в которых женщины с таким типом фигуры выглядят наилучшим образом. Несколько сезонов не выходят из моды юбки-солнце, какие носили в 50-е годы. Они и подчёркивают талию, и скрывают линию бёдер. Хорошо подходят брюки морского типа, такие облегающие брючины-трубы. Есть варианты по многослойности: кардиганы, драпировки — это всё подбирают индивидуально по фигуре, и визуально она становится более гармоничной. Но вообще я считаю, что эти особенности уральского телосложения красивы. Наши дамы выглядят очень женственно.
Владимир Рыжкин, главный физиотерапевт Свердловской области: «Это генетика!»
— Да, визуально мы наблюдаем это отличие. И оно обусловлено генетикой: на Урале телосложение у людей, характерное для представителей финно-угорской группы. Генетически мы очень сильно отличаемся от европейцев, причём не только по внешним признакам. Например, если говорить о пересадке органов, то очень редко наши органы подходят европейцам, а их — нам. Перед пересадкой органов совместимость оценивается по 18 параметрам, и чаще всего, если брать нас и европейцев, только несколько из них совпадают.
Есть особенности, характерные для мансийской группы: короткая шея, втянутые плечи. А у нас мансийских кровей тоже много. «Низкопопость» — это, конечно, генетика. Но во многом то, как мы выглядим, определяет и наш образ жизни. Таких примеров немало, когда близнецы с детства живут в разных странах, в разном климате; когда их, взрослых, сравнивают, то видно, насколько велика между ними разница. Отличаются друг от друга также горожане и сельские жители. На долю сельчан приходится больше физического труда, они получают большую нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Все это формирует внешность.
Получив подтверждение того, что попы уральских дам действительно отличаются от европейских, мы на этом не успокоились. Захотели выяснить: почему же так происходит, в чём корень такого отличия? Позвонили учёным. В Уральском отделении Российской академии наук над нашим вопросом смеяться не стали, а, напротив, похвалили за интерес. И посоветовали обратиться в Институт проблем освоения Севера, добавив, что там точно найдём специалистов по своей теме (читай — «низкопопости»). Так оно и оказалось.
— Всё человечество по пропорциям делится на людей трёх типов: долихоморфные, у которых торс по отношению к длине рук и ног заметно короче, мезоморфные и брахиморфные, — начал издалека директор Института проблем освоения Севера Анатолий Багашов. — Брахиморфные отличаются более короткими конечностями в сравнении с длиной торса. У мезоморфных нет ярко выраженных особенностей, всё усреднено. А у нас, конечно, на Урале и ближе к Тюмени преобладает смешанный, мезо-брахиморфный тип.
— А от чего же так получилось?
— Главным образом, за счёт местного, коренного населения, а это ханты, манси, тюрки, коми, пермяне — они все мезо-брахиморфные. За 400 лет контактов с русскими, которые осваивали территории, получились люди с таким особенным типом фигуры.
— Другими словами, это не миф и не злая шутка? Есть действительно такая особенность, как, простите, низкопопость?
— Конечно, об этом факте вполне возможно говорить. А люди с относительно короткими ногами при большей длине туловища характеризуются таким термином, как брахигандия. Более подробно вам может рассказать наш ведущий научный сотрудник Дмитрий Иванович Ражев.
Оказывается, всему виной климат!
— Замеченная вами особенность существует, — рассказал учёный Института проблем освоения Севера Дмитрий Ражев. — Конечно, чаще всего её замечают у наших девушек и женщин, которые визуально по фигуре отличаются от тех же москвичек, хотя она характерна и для мужчин. Причём это наблюдается не только среди жителей Урала, но и Сибири. Кроме того, данный тип фигуры характерен для любой расы, длительное время проживающей на данной территории.
— Мы полагали, что это связано с генами…
— И с этим в том числе. С манси, хантами, финно-уграми, которые передали свои особенности людям, населяющим Урал и Сибирь в настоящее время.
— Но почему такая форма тела сохраняется у нынешних уральцев?
— Влияние климата, долгой и продолжительной зимы. За тысячи лет, приспосабливаясь к холодам, популяция коренных жителей нашей местности приобрела характерные пропорции фигуры, максимально полезные в существующих условиях — короткие, по сравнению с телом, ноги, что позволяет эффективнее экономить и сохранять тепло.
— Получается, что длинноногие предки изначально рождались там, где тепло?
— Можно сказать и так. Взять тех же афроамериканцев. Длинные, в сравнении с телом, ноги необходимы, в частности, для лучшей теплоотдачи.
Вооружённый полученными знаниями корреспондент E1.RU прошёлся по улицам, более пристально, чем обычно, вглядываясь в прохожих. И понял: всё-таки наши девчонки — самые красивые (что бы ни думали себе заезжие ценители прекрасного). Нам бы только климат чуть-чуть подправить.
P.S.: Оказывается, это явление уже даже отражено в народном фольклоре — диджей Джонни Бест воспел уральскую низкопопость в своей песне (публикуем её с минимальной цензурой):