Еще в прошлом году в России наблюдались все классические признаки ипотечного пузыря: быстрый и необоснованный рост цен на квадратные метры, рекордный рост количества ипотечных кредитов и растущая доля просроченной задолженности.
Есть ли в реальности на рынке ипотечный пузырь и что с ним будет? Директор агентства недвижимости Екатерина Торопова поделилась своими размышлениями на эту тему, а также вспомнила хронологию того, как всё развивалось.
Пузырь, безусловно, есть, но я считаю, что американского сценария — то есть резкого роста проблемных кредитов вкупе с тотальным обрушением цен — на горизонте пока не видно.
Сейчас всё идет к тому, что пузырь будет сдуваться постепенно. Цены снижаются уже около года и продолжат снижаться дальше, но плавно.
Как формировался ипотечный пузырь
В 2018 году на рынке появилась первая массовая ипотека с льготной ставкой — семейная. В том же году ввели эскроу-счета для застройщиков многоквартирных домов.
Эта мера позволила навести порядок и защитить дольщиков от рисков при покупке новостроек, но затраты самих застройщиков возросли. А через два года случилась еще и пандемия, стройки встали, и государство ввело дополнительные меры поддержки для застройщиков — в том числе льготную ипотеку «для всех» под 6% на покупку новостроек.
Рынок оценил этот подарок. Спрос на новое жилье просто взлетел, а банки и застройщики начали массовую игру «завлеки клиента»: субсидировали ставки до 4–5%, предлагали ипотеку без первоначального взноса, придумывали разные варианты «околонулевой» ипотеки. Цены, естественно, полезли вверх.
Постепенно льготные программы расширялись, условия становились более лояльными. Ту же семейную ипотеку давали семьям даже с одним маленьким ребенком или с двумя несовершеннолетними.
В конце 2023 года, когда ЦБ ввел-таки правило «одна ипотека в одни руки», у нас в стране действовали: ипотека с господдержкой под 8%, семейная ипотека под 6%, сельская ипотека под 3%, IT-ипотека под 5% годовых. Это при том, что уже тогда ключевая ставка была 16%, а инфляция и не думала останавливаться.
Дешевые кредиты, которые до декабря 2023 года можно было брать в неограниченном количестве, привлекли на рынок недвижимости не только тех, кому надо было улучшить жилищные условия, но и многих инвесторов.
Я бы даже сказала, что все вдруг стали инвесторами: кредиты были доступными, а платежи (до некоторого времени) — вполне посильными.
До массового введения льготных программ люди думали об ипотеке как о средстве улучшить жилищные условия. Когда ипотека стала супердоступной, у людей стали появляться другие мысли: пока можно, надо купить квартиру ребенку, надо купить квартиру под сдачу в аренду, «на старость»… А что если сейчас купить, через год продать — и купить уже две? И так далее.
Кроме того, в стране умножилась денежная масса: выплаты участникам СВО, увеличение зарплат сначала в ВПК, а потом и во всех отраслях. Да и санкции привели к тому, что деньги граждан преимущественно оставались в стране.
В итоге цены разогнались так, что даже ЦБ со своей нынешней супержесткой политикой едва смог их сдержать.
Когда стало понятно, что что-то не так
О том, что рынок недвижимости развивается ненормально, стали говорить еще в 2022 году. Тогда же, кстати, Эльвира Набиуллина выступила против так называемой околонулевой ипотеки — схемы, при которой банки предоставляют заемщику ипотеку под экстремально низкий процент, при этом застройщик завышает для покупателя стоимость квартиры.
И очень вовремя. Если бы такие схемы стали массовыми, нынешний ипотечный пузырь был бы гораздо страшнее.
Центробанку, правда, не удалось искоренить это явление совершенно. Варианты субсидированной ипотеки, которые застройщики совместно с банками предлагают клиентам сегодня, в основе своей имеют тот же принцип: удорожание объекта в обмен на снижение ставки.
Но уже через пару месяцев начнет действовать новый ипотечный стандарт, который сделает подобные схемы невозможными.
При нынешней ключевой ставке это практически заморозит продажи новостроек, зато ипотечный пузырь будет сдуваться.
Почему я думаю, что пузырь не лопнет
В отличие от США 2000-х годов, у нас всё-таки не было настолько бесконтрольного кредитования. Кроме того, большинство льготных кредитов брались в сравнительно благополучное время: в 2020–2022 годах, частично в 2023 году.
Да, инфляция сейчас выросла, но доход у большинства заемщиков тоже вырос, а платежи по ипотеке остались на прежнем уровне. Так что эти кредиты в основной своей массе благополучно гасятся — и доля просроченной задолженности в общем объеме ипотечного портфеля в России пока остается низкой.
Это ведь не первый в России ипотечный пузырь. Вспомните 2014 год, когда после сумасшедшего роста экономики мы получили санкции за Крым, и рынок недвижимости (в частности новостроек) ушел в рецессию до 2017 года. Пузырь сдувался на протяжении трех лет.
Считаю, что и сейчас не будет резкого обвала: всё-таки ЦБ за последний год здорово охладил рынок холодным душем.
Рынок недвижимости не остановился. Конечно, большинство сделок сейчас идут за наличные, но их вовсе не мало: приходят люди с выплатами за участие в СВО, приезжают жители Оренбуржья с выплатами за затопленное жилье, было несколько человек из Херсона с жилищными сертификатами, и тому подобное.
Есть люди, которые некоторое время держали деньги в банках, но сейчас переживают, что вклады могут заморозить, и спешат вложить в более надежный, на их взгляд, актив: недвижимость. Есть предприниматели, которые решают свои задачи.
Никуда не делись инвесторы. Они покупают квартиры под сдачу в аренду, в том числе краткосрочную — чаще всего в старом жилфонде, но в хорошей локации: рядом с метро или около университетов. Есть те, кто покупает дома, тоже для сдачи в аренду. Поэтому цены если и снижаются, то очень плавно.
Конечно, тут есть еще один «фактор икс» — застройщики. Понятно, что резкое сокращение льготных программ ударило по ним сильно, но мы не знаем их внутренней кухни и не можем судить, насколько это для них катастрофично. Если застройщики начнут банкротиться, то это повлияет и на ипотечный пузырь.
Работают ли меры Центробанка?
В целом работают, но, на мой взгляд, они запоздалы и не избирательны. Я не экономист, но мне кажется, надо было убить льготную ипотеку еще год назад. Тогда и пузырь был бы меньше.
То, что происходит сейчас — эта затяжная волна повышений ключевой ставки, которым не видно ни конца ни края. Она изнурительна для бизнеса, причем почти любого.
У нас сейчас субсидируется лишь несколько отраслей, а как жить другим сферам, как развивать производственные мощности? Как, в конце концов, в таких условиях должно заработать импортозамещение?
Я, конечно, сейчас ухожу от собственно ипотеки в область политики, но не могу не сказать: можно только сожалеть, что банки у нас в стране не работают на общее развитие экономики.
Потому что те триллионы, которые сейчас скопились у людей на банковских вкладах — это деньги, которые должны работать в реальном секторе экономики, развивать производство, умножать количество товаров и услуг, тем самым снижая инфляцию. Сейчас они просто лежат и приносят прибыль банкам.
Если вернуться к теме: да, нынешние ограничения ЦБ в области ипотеки работают.
Рынку придется пройти через эту боль, чтобы в итоге слезть с иглы льготного кредитования и выздороветь.
Не думаю, что участники рынка недвижимости: застройщики, риелторы — рады новым правилам, но они необходимы, как операция при запущенной болезни. Вот такие мысли.
Конечно, это только мое личное мнение, которое может быть ошибочным. В текущей ситуации сложно делать однозначные выводы, когда так много остается за кадром. Мы попросту многого не знаем и не видим.
Вообще, этот кризис больше зависит от событий на политической арене, чем от экономических законов, поэтому серьезные перемены в мировой политике способны радикально поменять ситуацию в нашей экономике.
Согласны?
Посмотрите, во сколько вам в реальности обойдется однушка, если взять ипотеку прямо сейчас.
Какие сейчас остались варианты купить квартиру, читайте по ссылке. Все новости о ситуации со ставками и ипотекой мы собираем в специальном разделе.