В этом году значительная часть форума 100+ была посвящена развитию малых городов. Три больших сессии организовал PRINZIP — один из девелоперов проекта ревитализации Среднеуральска. Так как эта тема требует комплексного и междисциплинарного подхода, в качестве спикеров компания пригласила экспертов из разных областей. Но всех их объединяет опыт в развитии малых городов России.
— Дело в том, что есть места, где люди уже 500 лет стараются, работают, вкладывают свои силы в развитие города. И там уже не такая ж***. Как правило, это те самые места, куда мы хотим обычно приехать, где мы хотим провести отпуск. А те места, которые похожи на ж***, мы почему-то стараемся не замечать, потому что это полная безнадега. Как правило, это те места, где мы родились или провели свое детство. Мы называем это родиной. Притом что у нас одна планета и довольно много хороших мест, у которых действительно есть разные перспективы и хороший потенциал, — после паузы и оваций полного зала Артемий пояснил свое негодование.
Как показывает богатый опыт Артемия Лебедева, продуманный нешаблонный дизайн — это один из ключей, который поможет выйти малым городам России из того самого места. В пример эксперт привел несколько работ по разработке дизайн-кодов и промышленному дизайну Грозного, Черноголовки, Южно-Сахалинска, Суздаля, Костромы, Муравленко, Лыхны и Старой Руссы. Кстати, в каждом городке дизайнер и блогер нашел что-то особенное и интересное.
Очень хорошо, что нам удалось родиться в такое прекрасное время, когда у нас есть возможность повлиять на ситуацию и ж*** исправить.
Историю про поиски силы городов продолжил и Максим Привезенцев — создатель главного блюз-байк-фестиваля в России SUZDALBLUES и соорганизатор первого фестиваля мотокультуры «Движение» в Екатеринбурге и Верхней Пышме. Максим — один из реконструкторов концепции «Одушевленный ландшафт», которая зародилась в СССР в 1960-е. Ее суть во взаимодействии между людьми и пространством, в трансформации городов с учетом их культурных и исторических особенностей. Именно этим руководствовался Максим вместе с командой при создании концептуального мастер-плана тысячелетнего Суздаля.
— Люди из Москвы и Санкт-Петербурга начинают уезжать в города, в которых создана комфортная среда для проживания. Устав от большой концентрации людей и негативных факторов, они выбирают малые города. Поэтому любой малый город имеет свой потенциал, а в рамках концепции «Одушевленного ландшафта» он имеет пути развития, если мы понимаем, что есть какой-то историко-культурный пласт, — объясняет Максим.
Как сильную и привлекательную сторону Урала Максим отметил историю с горнозаводской цивилизацией. Она легко привлечет не только туристический бизнес, но и промышленников. Также можно предлагать крупным банкам и IT-компаниям строить дата-центры и штаб-квартиры в малых городах. Подобный опыт в России уже есть — Сколково и Иннополис, который с нуля построили близ Казани.
Девелопмент — это очень сложная история, потому что всегда идет борьба и компромисс зарабатывания денег с тем, как сохранить культурное наследие, как не навредить тому или иному пространству.
Примером выставления на первый план горнозаводской истории стал город Сысерть. Ян Кожан как его продюсер подтвердил, что на Урале много точек отсчета, которые могут быть стартом развития, но наиболее предметная история — это заводы. И это скрыто не только в экономике региона, но и в его идентичности.
— Сысертский завод был градообразующим предприятием. Но в 1930-е литье чугуна прекратилось, и город замер. Нам показалось, что было бы правильно начать с перезапуска его символического сердца — завода. Мы решили вернуть вот эту душу городу. И начали мы с открытого формата решколы под руководством такого выдающегося архитектора, как Наринэ Тютчева, мы собрали молодых архитекторов, урбанистов, социологов, сами включились, и мэр. Вместе мы придумали такую путеводную звезду — завод. И нам показалось очень важным сохранить у него вот этот вот код созидания, код индустриальности. И если до этого индустрии были металлургические, то теперь они могут быть креативные, поэтому креатив — новое железо, — рассказал Ян.
В итоге команда Яна создала креативный кластер «На Заводе» и фестиваль «Лето на Заводе». Эти проекты привлекли к Сысерти внимание и бизнеса, и властей. Сейчас идет активная работа по перезапуску местного фарфорового завода, для этого создан проект «Антихрупкость».
На перезапуск надо было 2 миллиарда рублей. Понятно, что это невозможно. Поэтому мы начинали с пилотного проекта, позвали всех неравнодушных. И народ собрался очень разный — от местного жителя на стареньком велосипеде до людей с достаточно серьезным капиталом. Помогали все, как могли.
Завершил марафон обсуждений развития малых городов Сергей Капков, основатель «Московского центра урбанистики» при МГУ им. Ломоносова. Он еще раз подчеркнул, что к развитию города надо подходить комплексно, а также что связь с историей места необходима. Но всё же главные проблемы замирания малых городов скрыты в функциональности и доступности.
— В малых городах становится постепенно меньше населения, потому что все-таки новая промышленность не требует такого количества рабочих. Поэтому города беднеют и теряют своего жителя. И проблема, что у Первоуральска, с которым мы работаем, что у Среднеуральска, что у других городов, которые находятся вокруг мегаполисов, одна — нехватка сервиса. Задача города — выполнять различные сервисы — от качественного образования и медицины до любого другого, даже самого экзотического, — заключил Сергей.
Также эксперт отметил важность развития новых производств, которых в регионе много.
В Свердловскую область не надо ничего везти из Китая. В Москву надо, а сюда — нет. Всю Свердловскую область можно использовать как витрину народного хозяйства — надо показывать, что мы производим. Как делают в Татарстане, там ни копейки из региона не выходит — всё во внутреннюю экономику.
После трех дней дискуссий стало понятно, по каким принципам будет развиваться Среднеуральск в ближайшие 20 лет. Ревитализация сделает его привлекательнее с точки зрения жилья, транспортной доступности, социальной инфраструктуры и пространств для бизнеса.
Центральный офис продаж:
ул. Попова, 18;
(343) 379-99-37;
Prinzip.su.
Информация является предварительной и не является публичной офертой. Визуализации объектов являются ориентировочными. Продажа объектов недвижимости, а также привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства не осуществляются. В проекты могут быть внесены изменения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.