В России на стройке серьезно не хватает рабочих, и Свердловская область не исключение. В сравнении с прошлым годом дефицит кадров в регионе вырос на 23%, прямо сейчас требуется почти 1500 сотрудников.
— В сентябре 2024 года вице-премьер Марат Хуснуллин сообщил, что дефицит кадров в строительной отрасли составляет порядка 200 тысяч человек. Мы фиксируем этот уровень кадрового дефицита с небольшими колебаниями на протяжении всего 2024 года. Из консультаций со строительными организациями — членами СРО мы отмечаем, что структура дефицитных специальностей одинакова во всех российских регионах, — говорит Антон Глушков, президент Национального объединения строителей.
В общем объеме требующихся специалистов лидируют рабочие специальности, такие как бетонщики, арматурщики, штукатуры, сварщики, каменщики и отделочники.
На инфографике ниже — данные по дефициту кадров на стройках в Уральском федеральном округе.
О проблемах с кадрами Антон Глушков рассказал на встрече с журналистами в Екатеринбурге, куда приехал на время форума 100+ TechnoBuild и конкурса «Строймастер».
Встречу провели в строящейся школе-замке на Советской. На ее входе сейчас стоит инсталляция, где каждая буква символизирует определенный регион или страны. Екатеринбург — это, конечно, буква «Е».
Куда исчезли рабочие из Средней Азии?
Весной мы писали, что Екатеринбург массово покидали мигранты из стран СНГ. Эксперт рассказал, насколько это повлияло на общий дефицит кадров в стройке.
— У нас процент иностранцев в стройке в целом не более 10 %. Из 10 миллионов человек, занятых на стройке, по статистике, всего 800 тысяч — иностранцы. Это не так много, казалось бы, но надо смотреть структуру производства. Среди высококвалифицированных кадров всё не страшно, тут работают российские специалисты, но в отделочных работах, общестроительных, разнорабочих — тут иностранцев 80%. То есть в этих вещах есть перекос, и как его выравнивать — достаточно непростая задача, — рассказал E1.RU Антон Глушков.
При этом он отмечает, что массовый отток рабочих из Средней Азии происходит прямо сейчас, а начался он в этом году гораздо раньше прежнего.
— Основными поставщиками иностранных рабочих ресурсов были и остаются Узбекистан и Таджикистан. У них есть определенная сезонность. В России зима холодная, поэтому они всегда уезжают и возвращаются весной. Сейчас мы наблюдаем эту сезонность, массовый отток. Тем не менее он начался намного раньше, чем всегда. Много было событий, — отмечает президент Норстроя.
По словам эксперта, на ситуацию влияет ужесточение миграционного законодательства — как с патентами на работу и визами, так и с проверками на знание русского языка. На этом фоне в 2025 году, очевидно, рабочих из стран СНГ больше не станет.
— Условно: Узбекистан — это 30 миллионов человек, из них в России работает порядка пяти миллионов. Примерно 2,5 миллиона человек очень хотят здесь работать, но депортированы за нарушения миграционного законодательства. Число нарушений и депортаций, к сожалению, из года в год увеличивается, — подчеркивает Антон Глушков.
Роста числа мигрантов из Средней Азии в следующем году точно не произойдет, так что 2025-й, безусловно, будет тревожным в плане кадров.
Кто заменит таджиков и узбеков?
Эксперт однозначно говорит, что полностью отказаться от рабочих из-за рубежа на стройках невозможно, поэтому уже сейчас на рынок ищут кадры из других стран. Однако проблемы в этом случае ровно те же.
— Если мы по политическим причинам меняем вектор развития и отказываемся от наших сложившихся партнеров из Узбекистана или Таджикистана, встает вопрос поиска новых рынков. Но есть один технический момент: у нас достаточно жесткое законодательство по трудовой миграции, требующее от иностранца знания русского языка, и у нас сейчас много скандалов по этому поводу, — отмечает Антон Глушков.
Я неоднократно это говорил, и, может, это не всегда совпадает с мнением наших коллег, которые регулируют отрасль, но на сегодняшнем этапе без иностранной рабочей силы стройке не обойтись.
Возможное спасение — рабочие из Индии, Пакистана и Северной Кореи, хотя им освоить русский язык определенно сложнее, чем узбекам и таджикам.
— Другие рынки, которые у нас формируются в первую очередь, на мой взгляд, — это Индия, Пакистан, безусловно, Северная Корея — она в процентном соотношении исторически имеет корни работы в России, но все-таки акцент надо делать на индийцев, потому что это сейчас самый основной рынок труда в мире, и в стройке в том числе. Нет ни одной развивающейся страны, которая не использовала бы труд специалистов из Индии, — подчеркивает президент Ностроя.
Если анализировать мировую стройку, то 300 миллионов человек из Индии работают за границей. Это две Российские Федерации!
— Рынки [иностранной рабочей силы] нужно формировать, находить какие-то здравые компромиссы. Они сейчас стратегически есть по опыту Северной Кореи, потому что ребята у нас уже работают без нарушения международного законодательства. Я думаю, что мы пойдем по этому пути, нам нужно привлекать соответствующее нашей экономике трудовое активное население. Но вопрос знания языка — это вопрос времени, который нужно будет как-то решать, поэтому новые иностранные рынки в ближайшее время точно появятся, — подчеркнул эксперт.
Отметим, что о нехватке рабочих уже говорили и застройщики. В начале года один из бизнесменов предрекал пустые стройки, если ситуация не исправится. О том, что будет с рынком труда, мы также писали в этом материале.