Жители сразу нескольких свердловских городов решили наказать мужчину по имени Дмитрий, который строил их дома. Претензии у всех схожие: затягивание сроков, перерасход денег, нарушение условий, а главное — во многих случаях строитель так и не доделывал дома, не возвращая при этом ни денег, ни стройматериалов. Длится это уже как минимум шесть лет, обманутых нашли в Полевском, Камышлове и Краснотурьинске.
Читательница E1.RU Ксения Комарова (фамилия изменена по ее просьбе) рассказала свою историю сотрудничества с Дмитрием, который не достроил ее семье дом 13 х 13 метров с гаражом 6 х 11 метров в Краснотурьинске.
— Нашли его через сайт объявлений. Обещал, что всё построит качественно и в срок. Шла долгая переписка, обсуждали проект, все строительные этапы, условия договора, смету, гарантию на три года. После он приехал с бригадой на участок, подписали договор, он получил аванс, написал расписку, — начинает свою историю Ксения.
28 ноября 2022 года семья Ксении заключила договор с Дмитрием, на следующий день он начал работу. Поначалу всё шло хорошо. Весь фронт работ оценили в 4,55 миллиона рублей, из них 4,3 миллиона строитель в итоге получил.
— Всё шло хорошо, оплата была траншами по этапам работы. Потом, когда залили крышу (у нас плоская кровля), он сказал, что плита должна сохнуть примерно два месяца, а бригада пока поедет на другой объект. В это время он начал с нами обсуждать, какие окна нам нужны, какое отопление и так далее. Говорил: «Давайте, пока дом сохнет, я всё закажу и всё привезут в нужное время». Мы, конечно же, дали деньги, расписку тоже написал. И всё, началось, — продолжает Ксения.
Шел третий месяц, как сох наш дом. Бригады нет, на звонки отвечал, но кормил завтраками: скоро освободится бригада и начнем у вас работать.
Говорит: «Ничего не должен вам, всё отработал»
Со временем причины затягивания ремонта менялись: то не та погода, то сломался автомобиль... Через месяц рабочие вернулись на стройку, пробыли пару дней и снова исчезли.
— И так примерно два месяца раз в две недели — появятся, и опять тишина. В итоге он заявил нам, что все деньги уже в нашем доме, так что надо доплатить. Якобы у него произошел перерасход и мы ему еще остались должны. То, на что мы давали деньги, обещал привезти позже, а через месяц сказал, что и этого не привезет, — добавила Ксения.
Летом 2023 года объявил, что деньги закончились. До сих пор на связь выходит, говорит: «Ничего не должен вам, всё отработал, все деньги в вашем доме».
Только тогда Ксения стала искать информацию про Дмитрия в интернете, в итоге нашла и негативные комментарии, и судебные решения.
Всё это время Ксения с мужем и детьми — сейчас им 2,5 года и 17 лет — живут у родственников. По договору их дом с гаражом должен был быть построен за 300 дней, то есть к сентябрю 2023 года семья планировала переезд.
— Когда уже сами продолжили строить дольше, начали вскрываться дефекты в строительстве от нашего застройщика, причем один уже исправили — это обошлось в 470 тысяч рублей. Теперь решаем, что делать с крышей, она вся течет, трещины на потолке. Дмитрий готов промазать ее чем-то, чтобы не текло, но несколько других кровельщиков, которые смотрели нашу крышу, сказали, что всё сделано неправильно и надо переделывать полностью, — добавляет Ксения.
Мы продали квартиру, чтобы достроить дом своими силами. У нас ипотека на строительство дома.
Ксения уже заказала экспертизу дома и намерена идти с этими документами в суд и в полицию, чтобы добиться возбуждения дела о мошенничестве. Для этого она ищет других пострадавших.
— Давность моей стройки — семь лет. На момент сдачи дома у меня претензий не было, акт приемки был подписан. Выявлялось всё через какое-то время, — рассказал ей Дмитрий, который заключал договор с тем же строителем.
— Говорил, что прописанных в договоре денег не хватило, за работой нужен постоянный контроль и подписание всех этапов. Дом построили, заехали, но нервов друг другу потрепали. Не уступайте, если в договоре прописано, исполнит. Оплата была расписана поэтапно, деньги брал, а сроки выполнения не соблюдал. Я так думаю, что просто где-то еще их прокручивал. Он строит несколько домов одновременно. До суда не дошло, расстались после долгих переговоров и с недоделками, — поделилась своей историей Светлана.
Я хочу подать коллективное заявление, чтобы было понятно, что он много лет работает по одной и той же схеме.
Отметим, что у Дмитрия было ИП, просуществовавшее с января 2018 года по апрель 2019-го. За это время предприниматель успел получить иск на 159 тысяч рублей от управления муниципальным имуществом Полевского ГО за долги по аренде. Дело строитель проиграл.
В целом в картотеке только Полевского суда есть информация о десяти делах, по которым Дмитрий как физлицо проходил ответчиком, удовлетворены пять из них. Это и иски по возвращению займов, и такие же истории со стройкой. При этом претензии практически идентичны: «Истец в полном объеме исполнил принятые на себя обязательства, передав ответчику деньги. Ответчик же к назначенному сроку условия договора не исполнил, строительство дома не закончил».
Были суды и в других городах. Например, осенью 2023 года дело против строителя выиграл житель Камышлова — по этому решению Дмитрий должен заплатить ему 750 тысяч рублей за недостроенный дом. Всего в базе данных судебных приставов числятся долги предпринимателя суммарно на 3,34 миллиона.
«Если человек уверен, что он прав, он доказывает это, а не угрожает»
Сам Дмитрий утверждает, что согласен далеко не со всеми решениями судов, и подчеркивает, что есть иски, которые он выиграл.
— Судебные решения — не без этого. Есть и проигранные дела, есть выигранные. Суды еще будут, буду опротестовывать некоторые решения, вопросы еще не закрыты до конца. В Камышлове я просто вообще не успел на суд попасть. В той ситуации люди тоже немножко неправильно поступили, потому что там еще и материала куча была не посчитана, который остался у них, и площадь дома увеличили, — ответил Дмитрий.
В дом Комаровых, отмечает строитель, он вложил даже большую сумму, чем получил от заказчиков. В затратной смете, которую он направил семье, указана сумма в 4 440 270 рублей (документ имеется в распоряжении редакции).
Как говорит строитель, главная причина того, что денег не хватило, — увеличение площади дома. Также были сложности с самим фундаментом из-за плохой земли, задержки в поставках стройматериалов.
— Там всё было посчитано, но сразу после подписания договора, когда начали делать фундамент, добавилось порядка 60 квадратов — это как двухкомнатная квартира. Я предупреждал, что сумма увеличится. Комаровы понимали, что денег не хватит, о чём я неоднократно заявлял, — утверждает подрядчик.
Если человек уверен, что он прав, он доказывает это, а не угрожает и разносит сплетни. Они стали требовать, чтобы я за свои деньги достраивал им дом.
Об угрозах Дмитрий, по его словам, сообщил в полицию. В распоряжении редакции есть скриншоты переписок с оскорблениями, фразами «руки вам оторвать и язык», «много проблем создаете людям, и с этим надо что-то делать» и уточнением «это не угроза, это подумать перед сном».
«Я не тульский самовар, чтобы всем нравиться»
Также строитель планирует обращаться в суд с иском о клевете против семьи Комаровых.
— Чтобы делать выводы по решениям судов, нужно проанализировать все построенные и сданные мной объекты. К примеру, в Краснотурьинске их [заказчиков] четверо, из них трое довольны результатом. А Комарова с третьими лицами их тоже донимала, предлагая расчеты за строительство производить через них. Просто одна женщина необоснованно, не доказав, что я что-то должен, раздула эту всю канитель, сейчас просто пропаганду ведет, — считает строитель.
Я же не тульский самовар, чтобы всем нравиться и всем угождать.
В недостроенном доме 15 июня будут проводить строительную экспертизу. Комаровы с ее результатами пойдут в суд, а Дмитрий уверен, что так подтвердится его правота и «будет ясно, кто кому и сколько должен».
— 4,2 миллиона они дали, а я 4,6 миллиона вложил — 100 тысяч своих, плюс гарантийный случай — на гараже крышу делали, грубо говоря, уклон меняли и усиливали — это еще 380 тысяч. Не считаю, что я что-то должен, — подчеркнул Дмитрий.
«Строительство частных домов — сфера непрозрачная»
Даже вне контекста этой истории отметим, что обман и мошенничество в индивидуальном жилищном строительстве (ИЖС) — очень распространенная порочная практика. Ранее эту тему для E1.RU комментировала Екатерина Торопова, директор строительной компании «Метражи».
— Строительство частных домов — сфера непрозрачная, и мошенничество цветет здесь махровым цветом. Например, каждую весну, в начале строительного сезона, стабильно появляются многочисленные фирмы-однодневки, цель которых одна — собрать авансов и уйти в закат. Есть компании, которые строят не пойми что и бесконечно судятся. Есть те, которые показывают в смете одни цифры, а после начала строительства смета волшебным образом увеличивается в геометрической прогрессии. В общем, миллион разных схем, — объясняла Екатерина Торопова.
Поэтому важное правило — по максимуму проверять компанию по ИНН и ОГРН на предмет долгов, исков и прочего, если оформлено юрлицо, и как минимум по отзывам и картотекам судов, если речь о физическом лице.
Даже если вам кого-то посоветовал «знакомый знакомых», всё равно проверьте по всем параметрам.
Любой может выйти и сказать: «Я застройщик»
Генеральный директор группы компаний «ИЖС.РФ» Максим Назаренко советует обязательно посмотреть другие стройки подрядчика либо получить контакты тех, кто с ним работал ранее.
— На сегодняшний день любой может выйти на этот рынок просто с ноутбуком и сказать: «Я застройщик». Без строительного образования, без требований к деньгам, — говорит предприниматель. — Если у бизнеса нет инженера со строительным образованием, нет активов, я бы подумал о том, как тут работать. С чего начать? С обзорной экскурсии, посмотреть, что реально построено.
Так застройщик должен строить бизнес: работать с людьми, идти на контакт, не увиливать от своих обязательств. Ошибаются все, но вопрос реакции на них.
О том же говорит и Екатерина Торопова: до заключения договора нужно и попросить контакты других клиентов, и побывать на стройплощадках.
— Если вас под различными предлогами не пускают на стройку, разворачивайтесь и уходите: очень вероятно, что никакой стройки и в помине нет. Смотрите отзывы. С известной долей критичности, конечно. Если компания готова вам дать контакты своих реальных клиентов, естественно, с их согласия, а клиенты готовы поделиться своими впечатлениями от работы с подрядчиком и ответить на вопросы, то это лучший вариант, — отмечает эксперт.
Еще один важный совет, особенно для тех, кто решил сотрудничать с небольшой бригадой, — вопрос предоплаты. Отдавать все деньги или очень большую предоплату сразу весьма рискованно, даже если они пойдут на покупку основной доли стройматериалов.
С точки зрения клиентов, так можно делать только тогда, когда вы в застройщике уверены на 110%.
«Шансов очень-очень мало»
Мы также проконсультировались с адвокатом относительно того, насколько в целом распространены случаи обмана в сфере ИЖС, каким путем людям добиваться правды и какие при этом шансы на выигрыш в суде.
— Доказать мошенничество в случаях со стройкой частных домов очень сложно, сразу говорю. Это такая статья, что здесь самое важное и обязательное — доказать умысел на хищение путем обмана или злоупотребления доверием. Либо как, например, в случае с Улановой, должна быть куча потерпевших, какой-то общественный резонанс. Вот тогда правоохранительные органы зашевелятся, — говорит адвокат Зарина Адыева. — Вообще, шансов очень-очень мало. Если только, например, Бастрыкин не заинтересуется и не даст команду возбудить уголовное дело.
Когда такое происходит, нужно доказать, что человек, заключая договор, заранее знал, что не будет его исполнять.
Что касается строек, то человек может прийти и сказать: «Я же хотел строить, это поставщики подвели. В предпринимательстве всё на свой страх и риск. Я вот деньги вложил, думал прокручу, но всё потерял. Я готов строить, но денег нет», — объясняет Адыева.
Большое количество долгов — тоже умысел: у тебя огромное количество обязательств, которые ты не исполняешь, а ты берешь и заключаешь новые договоры.
Если доказать, что человек специально заключил кучу договоров, но знал, что нет работников, нет возможности купить стройматериалы и так далее, то шансов больше. Если дело возбудят, то следователи уже начнут разбираться. Куда делся миллион? Кому-то подарил, что-то себе купил или на счету лежит? Если на счету, то чего ты не строишь? — объясняет логику следствия адвокат.
Когда обманутых людей много, адвокат советует не ходить в полицию и суд поодиночке.
— Если проблема массовая, нужно объединяться, нанимать одного юриста или адвоката и идти в полицию, причем подать можно сразу в ГУ МВД региона, хоть там и начнут спускать дело. Параллельно обязательно нужно идти в суд с гражданским иском и взыскивать задолженность. Но вообще такие люди, если у них изначально цель — не исполнять свои обязательства, они всегда куда-то выводят деньги на родных, переписывают имущество, фиктивно разводятся с женами и мужьями и в любой момент могут пойти и обанкротиться, сколько бы на них ни висело исполнительных производств, — отмечает Зарина Адыева.
«Жулики, когда жареным пахнет, стараются загладить вред»
Эффективнее всего в таких ситуациях будет не выигранный гражданский иск, а возбуждение уголовного дела, потому что приговор по статье подразумевает и компенсацию ущерба. Да и сами обвиняемые в этом случае более сговорчивы.
— Когда дело доходит до суда, до приговора, то в таких случаях жулики, чтобы поменьше срок получить, — они пытаются как-то рассчитаться с потерпевшими. В этой ситуации есть какой-то шанс. Ну вот взять ту же Уланову — мы тоже вели против нее дела — они вроде сначала мировые заключают, но не исполняют, говорят, что денег нет. Но даже с мировым то же самое: получаешь исполнительный лист, несешь приставам, — уточняет Адыева.
Жулики, когда жареным пахнет, стараются загладить вред, чтобы потерпевший пришел в суд и сказал, что не настаивает на строгом наказании.
— Всё зависит от потерпевших. Обычно такие вот жулики на что рассчитывают: что человек потыкается, потыкается, столкнется с бездействием правоохранительных органов и просто опустит руки. Большинство людей и опускают. Месяц-два ходят, а потом плюют на всё со словами: «Да ну на хрен! Зачем я трачу время, нервы и деньги?» — добавляет адвокат.
Обманы при строительстве частных жилых домов — далеко не редкость. Мы рассказывали историю мужчины, который заплатил пять миллионов за дом, а получил лишь затопленный котлован.
Был и другой «застройщик», он брал с людей предоплату за строительство загородных домов, но бросал стройку на начальном этапе. Клиенты выигрывали суды, но деньги им никто так и не вернул. Полиция всё же нашла в действиях бизнесмена состав преступления по статье «Мошенничество».