Двухэтажку на Репина, 64 построили в 1959 году. Сейчас здание разваливается по кирпичикам и жить там уже невозможно. Еще в 2020 году мэр подписал постановление о признании дома аварийным и подлежащим сносу. Но при изъятии имущества и расселении не все, по мнению жильцов, получили заслуженное.
С редакцией E1.RU связались два брата, несогласные с решением властей.
— У нашей семьи в прямом смысле отбирают квартиру. Мама получила ее, когда я еще учился в школе. На владение квартирой есть все документы, а сейчас ее просто забирают. В суде указывали, якобы данной квартиры вообще в реестре нет и документов на нее быть не может, — рассказал Олег, один из братьев.
По его словам, их мать работала на фирму, которая занималась генподрядом по уборке домов. Она проработала много лет, а в собственности у фирмы были квартиры.
— Спустя долгое время одну из таких квартир предоставили маме, а в дальнейшем полностью документально подтвердили, что она владеет этой недвижимостью. «Квартира», конечно, громко сказано — это комната на втором этаже, — добавил парень.
Его брат Станислав говорит, что они хотели бы получить вместо этой недвижимости другую, или денежную компенсацию, но им в этом отказывают.
— Ордер на квартиру есть, а администрация отказывается давать другую взамен. Предложили на Уралмаше в деревянном старом доме, как маневровое жилье. Больше ничего, — рассказал наш собеседник.
Дело в том, что единственный их документ на квартиру — это ордер на право пользования комнатой на 16,5 квадрата, выданный женщине и троим ее сыновьям. Мы показали этот ордер специалисту мэрии Екатеринбурга, там нам ответили, что само жилье муниципальное, а штамп на документе стоит служебный.
Как отметил Станислав, сейчас в доме занята лишь одна квартира, из всех остальных жильцы съехали. Сама семья, о которой идет речь, переехала еще в 2022 году.
1 апреля 2024 года один из сыновей получил документ об исполнительном производстве, по которому семья была обязана освободить квартиру. Первое решение о выселении семьи суд принял еще в 2018 году, причем заочно. Братья говорят, что были не в курсе.
Станислав сообщил, что давно уже занимается оспариванием решения об их выселении и отсутствии компенсации.
— Просто такие неграмотные юристы попадаются — на середине бросают, — жалуется он.
Один из сыновей, на чье имя и пришел документ об исполнительном производстве, подал ходатайство с просьбой его приостановить, пока он находится на СВО.
Раньше — как раз больше двадцати лет назад — ордера на жилье были очень распространенной практикой. Сейчас же сложно разобраться с тем, какие права изначально были у семьи на эту комнату, поскольку, возможно, не хватает документов.
— Вообще к служебному ордеру должен был бы прилагаться договор. Например, договор найма жилого помещения, в котором прописываются взаимоотношения жильца и наймодателя — в частности, условия и сроки освобождения жилья. Тогда ситуация была бы более ясна, — говорит директор агентства недвижимости «Метражи» Екатерина Торопова.
В нынешней ситуации, конечно, можно продолжать судиться, но приведет ли это к получению денег или другого жилья — большой вопрос.
— Если жилье действительно служебное, то приватизировать его, к сожалению, не получится. Думаю, что раньше можно было бы попытаться изменить статус жилья со служебного на муниципальное, такие случаи в судебной практике есть. Оформить договор соцнайма — и уже тогда приватизировать эту квартиру.
Сейчас что-то изменить практически нереально.
Тем более что и дом признан аварийным: по закону приватизировать квартиры в нем уже нельзя. Если только пытаться судиться дальше, через высшие инстанции — но это путь долгий, очень трудоемкий и без гарантированного результата, — добавила эксперт.
Ранее мы рассказывали историю жителя Пионерского, который подал в суд на мэрию, потому что не согласен со сносом дома. А в другом доме в том же микрорайоне возникла противоположная ситуация: трехэтажка разваливается буквально по кирпичикам, но расселять ее не торопятся.
Когда дело пахнет сносом, некоторые пытаются схитрить и избавиться от квартиры, выставляя ее на продажу. Мы рассказывали о подобных случаях и о том, стоит ли связываться с таким жильем.
Посмотрите, как выглядят самые убитые дома Екатеринбурга, где до сих пор живут люди. При этом квартиры в старых зданиях не очень-то дешевые.