Александру Ошуркову было 30 лет. Он с детства хотел стать военным, прошел срочную службу в Таджикистане, служил в воинской части Новоуральска и девять месяцев провел на СВО. Вернувшись домой, мужчина решился на важный этап в жизни — покупку квартиры.
Причем жилье он выбрал в Екатеринбурге, на Эльмаше. Как рассказывал E1.RU отец Александра, квартиру его сын планировал сдавать в аренду.
Подходящий вариант военный нашел пару месяцев назад, и сделка была уже практически завершена. 29 января вместе с риелтором и близким другом Александр сел в Citroёn отца, поехал в Екатеринбург — и погиб. На них со встречной полосы вылетел автобус, у которого лопнуло колесо. В легковушке не выжил никто. В автобусе ехала команда хоккеистов — там погиб тренер и пострадал подросток.
Как оказалось, по документам купленная квартира уже перешла Александру, вот только деньги за нее продавец не получила. Об этом рассказала E1.RU сама Ирина (имя изменено. — Прим. ред.), вторая участница сделки.
«В итоге я без квартиры и без денег»
— Клиент обратился и сказал, что хочет оформить сделку по военной ипотеке. Я долго думала, стоит ли в это ввязываться, потому что мне срочно нужны были деньги от продажи, но в итоге согласилась и начали собирать документы, — рассказывает Ирина. — Они отправили документы в Москву на ипотеку, ему долго всё подтверждали. Ждали, пока одобрят, пока документы придут.
Суть военной ипотеки в том, что государство предоставляет средства на первоначальный взнос и на ежемесячные платежи за всё время, пока человек служит.
Обычно в случае с ипотекой деньги переводятся продавцу, когда зарегистрировано право собственности и сняты обременения. Но квартира Ирины была не в ипотеке, других обременений тоже не было.
Свою роль сыграли тонкости военной ипотеки — в отличие от стандартной процедуры, деньги продавцу не перевелись автоматически.
— Я думала, что оплата будет по аккредитиву, но когда я пришла в банк, мне сказали, что по военной ипотеке невозможно рассчитываться через аккредитив. Только сам покупатель должен прийти в банк и подписать платежку, и тогда деньги зачисляются мне на счет. Но как раз в тот момент, когда уже регистрация произошла, право собственности перешло на Александра. Они с риелтором поехали в Екатеринбург, но не доехали до банка и разбились, — добавляет Ирина. — В итоге я без квартиры и без денег.
Еще 23 ноября стороны подали все документы по сделке в МФЦ, 25 января пришел ответ, что право собственности зарегистрировано. Еще во время сделки был поднят вопрос о передаче ключей сразу, но с этим решили повременить до того, как квартира станет принадлежать Александру. Забрать их он не успел.
— Мне нужно было побыстрее этот вопрос решить. Я предлагала им приехать в выходные, но мне сказали, что приедут в понедельник, так как у Александра дела, — говорит Ирина. — Я открыла утром [в понедельник] новости, увидела статью про аварию.
«Когда они пропали и не приехали в банк, стало понятно, что это они. Мы все в шоке»
«Сделку будем расторгать однозначно»
— По сути, сделка недействительна. В договоре прописано, что если я не получаю деньги, то сделку могу расторгнуть, — говорит продавец квартиры. — Я советовалась и с банком, с юристами, со специалистами Росреестра. Все говорят, что нужно подавать судебное заявление, чтобы признать сделку недействительной.
С тем, что вопрос решится только через суд, согласна и директор агентства недвижимости «Метражи» Екатерина Торопова. При этом, по ее словам, рассчитаться за квартиру и получить ее могут наследники Александра. Вот только Ирина не готова ждать полгода до вступления в наследство. Для этой процедуры нужно обратиться со справкой о смерти к нотариусу.
Отец Александра Олег Ошурков сказал, что ему квартира не нужна.
— Я говорил с риелтором. Договорились, что после похорон свяжемся. [Поручителем или созаемщиком я] не был, только Александр [участвовал в сделке]. Сделку будем расторгать однозначно, никаких вариантов нет, — добавил он.
В Росреестре на вопрос E1.RU также ответили, что нет никакой возможности изменить данные о собственнике без суда.
Редакция обратилась в «Сбер», где и проходила сделка, с вопросами, сможет ли банк сам расторгнуть сделку, может ли на ход решения проблемы повлиять отец Александра, каковы тонкости военной ипотеки и что с деньгами — все ли они ипотечные или был первоначальный взнос. В банке, судя по всему, пока тоже не знают ответов на эти вопросы.
— Мы приносим искренние соболезнования семье нашего погибшего клиента. Возникшее трагическое событие требует от банка нетипового решения вопроса, и мы находимся в данный момент в поиске такого решения, — ответили в пресс-службе «Сбера».
Продавец квартиры также собирается обращаться за консультацией в нотариальную палату региона, чтобы решить вопрос.
Александра Ошуркова и Никиту Воробьева похоронили 2 февраля на Аллее ветеранов в Верх-Нейвинском. Вдова погибшего пассажира Citroёn рассказала, что ему не нужно было ехать в Екатеринбург в тот роковой день и он просто решил составить компанию.
Уже возбуждено два уголовных дела, арестованы водитель и владелец автобуса. Все новости по теме мы собираем в специальном разделе.