В Екатеринбурге цены кусаются не только на новое жилье, но и на паркинги. Некоторые застройщики просят за одно место несколько миллионов рублей. Порой это дороже не только машины, но и квартиры. По правилам при строительстве новых домов на 80 квадратных метров жилья должно приходиться не меньше одного машино-места. Но сейчас практически в каждой семье есть авто, а то и не одно.
Так, например, место на 14,8 квадратного метра в паркинге Clever Park на улице Ткачей продают за 6,9 миллиона рублей. Дешевле даже в ЖК «Макаровский» — там за 7 миллионов продают сразу два места в паркинге, причем каждое — на 21,6 квадратного метра. Мы спросили у застройщиков, из чего складываются цены на машино-места и почему они такие высокие.
По словам риелтора из Екатеринбурга Татьяны Ежовой, даже при таких ценах места активно покупают.
— Паркинг — это такой же объект долгосрочных инвестиций: его совершенно не хлопотно сдавать в аренду, никто не испортит ремонт и не будет беспокоить соседей. Спрос на них стабильный, как и на новостройки — они взаимосвязаны, — говорит Татьяна Ежова. — Тем более на паркинги есть ипотека, ставка порядка 16%. Выгода в том, что ипотеку можно растянуть по времени на 15 лет, а потребительский кредит только на 3–5 лет.
В компании «Брусника» говорят, что цены на места в подземном паркинге зависят от целого ряда факторов.
— Несмотря на кажущуюся простоту, подземный паркинг — сложное техническое сооружение. Его стоимость складывается из множества факторов, — говорит технический директор «Брусники» в Екатеринбурге Константин Сыромолотов. — Для автомобилистов паркинг заменяет подъезд, поэтому важно, чтобы он выполнял не только утилитарную, но и эстетическую функцию. Мы уделяем большое внимание деталям, освещению и декору, что также влечет за собой дополнительные затраты.
Что влияет на стоимость подземного паркинга и мест в нем:
расположение паркинга. По словам Константина Сыромолотова, строительство под землей — это существенный объем земляных работ, теплоизоляции и гидроизоляции, а в случае второго и третьего подземных этажей появляются дополнительные затраты на устройство шпунтового ограждения котлована;
монолитные стены и плита покрытия — это основная статья расходов в строительстве паркинга. Их несущая способность должна обеспечивать воздействие вертикальных и горизонтальных нагрузок, а также выдерживать кратковременную нагрузку при необходимости заезда пожарной техники. Это требует повышенной материалоемкости и высокого коэффициента армирования;
кровля паркинга. Она должна быть эксплуатируемой, так как над ней часто располагаются детские площадки, тротуары и зеленые насаждения. Поэтому приходится использовать сложные кровельные «пироги» с использованием специализированных мембран;
в паркингах обязательно устанавливаются системы автоматического пожаротушения, дымоудаления, освещения, вентиляции, контроля и управления доступом, диспетчеризации и видеонаблюдения. А это всё стоит денег.
Если посмотреть на проекты «Брусники», в квартале «Депо» 13–14 квадратных метров в паркинге можно купить от 750 тысяч рублей, а в «Южных кварталах» — от 1,5 миллиона и при условии покупки конкретных квартир: например, место для авто за 1,57 миллиона при покупке квартиры в 145,7 квадратного метра за 18,38 миллиона.
В компании «ЛСР-Недвижимость. Урал» отмечают, что строительство одного подземного паркинга стоит столько же, сколько двух наземных из-за сложности работ. Поэтому, например, место в подземном паркинге ЖК «Зеленый мыс» продается минимум за миллион рублей, а в «Мичуринском» в наземном паркинге — в районе 359 тысяч.
— «Группа ЛСР» обеспечивает подземными или наземными паркингами все свои жилые комплексы. В связи с ужесточением требований к строительству паркингов, в том числе с точки зрения пожарной безопасности, себестоимость их возведения регулярно растет. При этом мы стараемся реализовывать машино-места по себестоимости, а иногда и ниже, — говорит коммерческий директор компании Артем Минаев. — Самый высокий спрос фиксируется после ввода всего комплекса в эксплуатацию. Зачастую к этому моменту все машино-места от застройщика проданы, и приобрести их можно лишь на вторичке с удорожанием в 2–3 раза.
По словам Татьяны Ежовой, нередко места на парковке сдают в аренду, если дом обслуживает УК от застройщика. Если говорить о спросе конкретно на покупку мест в паркингах, то чаще всего предпочтения отдают именно ЖК с подземным паркингом, особенно когда речь идет о более дорогих домах.
— Клиент покупает то количество квадратных метров, которое комфортно для его проживания, в том числе метры парковочного места. Чем дороже квартира, тем важнее возможность купить место в паркинге. Но, например, в классе «комфорт плюс» ищем строго подземный, чтобы можно было спуститься на лифте. Наземный и холодный паркинг здесь будет проигрывать, — отмечает Татьяна Ежова.
Если у вас есть автомобиль, есть ли для него место в паркинге?
Ранее мы рассказывали о продолжении большой стройки на Пионерке, где на месте двухэтажки построят многоуровневый паркинг и новый дом. Отметим, что наличие паркинга в доме не всегда защищает автомобили, осенью мы рассказывали о том, как десятки машин оказались заперты в затопленном паркинге.