На противоположном от цирка берегу Исети, на улице Куйбышева, в Екатеринбурге расположился памятник архитектуры — Дом Рязанова, или Большая рязановская усадьба. С тротуара оживленной дороги виден по большей части только второй этаж этого здания, хотя помимо основного дома в ансамбль сейчас входят два флигеля. Согласно предложениям из недавней экспертизы, южное строение теперь оказалось под угрозой сноса.
Вместе с экспертами и общественниками мы выясняли, чем ценны неиспользуемые флигели и можно ли приспособить их под городскую среду.
Рязановы были одной из ключевых семей в деловых кругах Екатеринбурга ХIХ века. С 1801 года они были записаны в купцы 1-й (высшей) гильдии. Члены фамилии занимались разработкой золотых приисков, торговлей вином, железом, располагали речным флотом. Они не раз становились главами Екатеринбурга, жертвовали в пользу города свое имущество, например двухэтажный дом на площади перед Екатерининским собором.
Также Рязановы неоднократно избирались старостами в многочисленной общине старообрядцев. Отметим, что нынешний Свято-Троицкий собор в соседнем квартале от усадьбы первоначально возводили как старообрядческий храм.
Строительством фамильного дома в 1815 году занялся глава семейства Терентий Меркурьевич Рязанов. Процесс растянулся до 1850-х годов.
Частично фасад здания выходил на нынешнее продолжение улицы Горького: когда Терентий Рязанов выбирал место для возведения усадьбы, дорогу планировали продлить на юг, но этого не произошло.
Сын Терентия, Аникий, разбил вдоль западной части фасада каменную оранжерею и сад с редкими деревьями и дубовыми аллеями, спускающимися к Исети. Дом получил второй этаж и приземистые, но дополняющие главное здание флигели.
Весь ансамбль Большой рязановской усадьбы выполнен в стиле русского классицизма. Традиционно между главным домом и двумя его флигелями располагалась каменная ограда с хозяйственными воротами. Таким образом улица отгораживалась от внутреннего дворового пространства, где и находился вход в главное здание.
До революции Дом Рязановых считался одним из самых богатых зданий Екатеринбурга. Архитектурный ансамбль признавали украшением города.
После революции 1917 года на долю опустевших зданий выпало немало испытаний. В советские годы они несколько раз меняли свои функции. Сначала здесь разместили детский дом, затем — автошколу, а в конечном итоге — коммунальные квартиры.
Внутреннее устройство дома неоднократно подстраивали под новые нужды. В результате использования территории усадьбы были утрачены целые элементы. Например, на месте бывшего парка и оранжереи сейчас располагаются административные здания и синагога.
Другая проблема заключается в том, что сама усадьба частично ушла под землю. Из-за строительства моста по улице Куйбышева проезжая часть была существенно приподнята. Как итог здания оказались спрятаны от пешеходов — на уровне глаз остались только второй этаж и фронтон бокового фасада.
Памятник нуждается в реставрации. Кроме того, требуется решить проблему с первым этажом. Основных вариантов два: либо поднять главный дом выше над землей, либо понизить уровень улицы Куйбышева.
В 2019 году сюда пришли участники екатеринбургской «Школы наследия». В 2020 году вокруг Дома Рязанова сложилась команда. Ее члены проводили на территории памятника экскурсии, субботники, разбили общественный огород. Они же начали отслеживать состояние зданий и периодически обращали внимание администрации города на необходимость реставрации Большой рязановской усадьбы.
Архитектурный комплекс является объектом культурного наследия (ОКН), но не полностью. По документам здание служб, находящееся к югу от основного дома, располагается за территорией ОКН, хотя оно исторически было частью усадьбы и по закону тоже должно к нему относиться.
Проблема снова стала актуальной в 2022 году, когда в ООО «РестАрх» разработали новый проект зон охраны памятника. Согласно нему, здание служб не входит даже в охранную зону ОКН. Историко-культурную экспертизу проекту заказали саратовским экспертам: инженерам-строителям Горожанкиной, Жомину и архитектору Павловой из ООО «Экспертиза ОКН».
Члены организаций «Уральский хронотоп» и «Усадьба Рязанова» предположили, что настоящим заказчиком выступила религиозная организация, которая выкупила землю под зданием служб и прилегающей к нему территорией. По словам защитников памятника, они обращались к организации с предложением подумать над сохранением исторического здания, но ответа не получили.
Если смотреть по карте, ТОКН — это территория памятника, где строительство или снос полностью запрещены. Охранная зона (ОЗ) устанавливается вокруг памятника и запрещает строительство, кроме мер по восстановлению самого памятника или исторической среды. Если ценный для исторической среды объект в непосредственной близости от памятника не попал на территорию ОКН, необходимо его защитить иным способом, например зонами охраны.
Согласно проекту, здание служб входит в ЗРЗ и ХД-2, то есть зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности. Ключевое отличие в том, что здесь можно сносить постройки и возводить здания высотой до 14 метров.
В результате принятия новых зон охраны памятник не только лишится части ансамбля, но и может окончательно затеряться среди высоток. Начиная от южной границы главного дома разрешается строительство высотой до трех-четырех этажей. Это означает, что вплотную к дому могут быть воздвигнуты другие здания.
Стоит сказать, что сами авторы среди благоприятных факторов отмечают, что «флигель (здание служб. — Прим. ред.) гармонирует с объектом и вместе с ним воссоздает историческую среду, формирует западную фасадную линию, сохраняет малоэтажную линию застройки». Несмотря на это, эксперты одобрили проект зон охраны, разрешающий снос здания служб.
По проекту зон охраны прошли обсуждения историко-культурной экспертизы (ГИКЭ). Местные эксперты раскритиковали ее выводы.
Так, координатор движения «Реальная история», градостроитель Марина Сахарова отметила, что, согласно федеральному закону, охранные зоны устанавливаются для сохранения ОКН в его исторической среде и на сопряженной территории. Здесь же зона регулирования застройки ЗРЗ и ХД-2 разрешает снести подлинное здание первой половины ХIХ века и начать новое строительство буквально от отмостки главного дома со стороны южного фасада. По словам специалиста, это недопустимо и очевидно разрушит историческую среду. Кроме того, здание служб продолжает линию западного фасада главного дома и формирует вместе с ним историческую красную линию застройки.
Предложенные зоны охраны, убеждена Марина Сахарова, нарушают историческую среду и допускают уничтожение построек, которые изначально относились к ансамблю усадьбы Рязановых: здание служб присутствует на плане дома 1856 года. Эксперт утверждает, что разрешение строительства вплотную к южной и юго-восточным границам главного дома недопустимо.
Председатель правления «Уральского хронотопа» Олег Букин рассказал, что несколько лет назад (вероятно, при строительстве синагоги) поднялся уровень грунтовых вод, из-за чего якобы подвал Дома Рязанова оказался частично затоплен. Активист привел этот случай в контексте возможной застройки территории на месте здания служб. Он опасается, что строительство в непосредственной близости от памятника нанесет Дому Рязанова еще больший урон.
Некоторые участники обсуждений указали, что анализ в целом произведен без учета архивных материалов и сохранившихся подлинных элементов усадьбы. По словам защитников, следовало заранее провести экспертизу для уточнения состава ансамбля — какие конкретно объекты должны быть включены в состав памятника.
Эксперты предложили распространить территорию памятника на территории ЗРЗ. Сотрудники Управления госохраны претензии и предложения проигнорировали. Чаще всего в ответах они ссылались на заключения из ГИКЭ, а по поводу флигеля сказали, что по документам он к ансамблю не относится.
Вместе с тем южный флигель, равно как и основной ансамбль усадьбы Рязанова, вполне возможно отреставрировать и превратить в общественное пространство. Это доказывают активисты из одноименного сообщества, организуя экскурсии и различные мероприятия на территории некогда богатейшей усадьбы города.
В настоящий момент здание служб усадьбы Рязанова еще стоит на улице Горького, однако оно может быть в любой момент снесено. Судьбу флигеля сейчас решает Управление госохраны памятников Свердловской области. Оно может как принять или отклонить новый проект зон охраны, так и провести экспертизу для уточнения состава ансамбля.
Ранее мы рассказывали, что мэрия предложила владельцам Сандуновских бань выкупить два полуразрушенных дома-памятника в центре города, в том числе и усадьбу Рязанова. Как сейчас выглядит некогда изысканное убранство этого здания, мы показывали в этом материале.
Тем временем другой памятник архитектуры, на улице Куйбышева, активисты отстоять не смогли — на второй день 2023 года был снесен флигель усадьбы Волкова, который до этого отказались включать в список объектов культурного наследия. На его месте хотят построить многоэтажку.