Строители ледовой арены УГМК на 99% закончили с кровлей, закрыли часть фасада окнами, а стилобаты начали отделывать керамогранитом. Работа идет полным ходом, однако без проблем не обошлось. Сначала из-за пандемии, потом из-за ухода многих компаний из России и под влиянием мобилизации сроки запуска объекта пришлось пересмотреть: их сдвинули почти на год.
Вместе с генеральным директором «Ледовой арены» Данилом Крицким мы прогулялись по арене, заглянули внутрь и узнали, с какими конкретными проблемами пришлось столкнуться при строительстве и как их решали.
— К февралю мы определились с основными производителями инженерного оборудования, а в марте пришлось взять четыре месяца на пересмотр всего каталога, — отметил Данил Крицкий. — Заменить всё пока не получается. К сожалению, есть оборудование, аналогов которому нет ни в России, ни в дружественных странах. Это, в первую очередь, системы автоматизации, диспетчеризации, концертное оборудование, освещение и звук. Изначально мы рассматривали поставщиков из Европы, Америки и Южной Кореи.
«Самой проблемной задачей оказалось импортозамещение. Чем умнее система, тем сложнее ее найти»
На арене хотели монтировать немецкое климатическое оборудование Wolf, но оно оказалось недоступно. Сейчас аналоги подобрать довольно сложно. Есть вариант завозить технику через параллельный импорт, но встает вопрос с обслуживанием и запчастями.
— Поэтому мы с инвесторами решили сместить сроки сдачи, — добавил наш собеседник. — Запуск арены у нас не был привязан ни к какому крупному событию. Поэтому, учитывая обстоятельства, работу с импортозамещением, смещение дат поставки материалов и оборудования, сейчас мы ориентируемся на декабрь 2024 года. В следующем году займемся инженерными сетями и отделкой, а в 2024-м — благоустройством.
В ближайшее время строители планируют полностью закрыть тепловой контур сооружения. Монтировать воздуховоды низкая температура воздуха не мешает, но отделкой в -10 °C заниматься проблематично.
Как и у любого другого объекта для массовых зрелищ, у ледовой арены должен быть периметр безопасности с системой распознавания лиц прямо в турникетах. При входе человек должен быть идентифицирован так, чтобы по камерам можно было отследить все его перемещения. Импортозамещение повлияло и на эту часть.
— Мы планировали заказывать европейское оборудование, — рассказал Данил Крицкий. — Но сейчас ориентируемся на русские аналоги. Связались с компанией «Информатика» из Казани, которая выпускает свои турникеты. Правда, в них есть привод, который не производят в России — только в Австрии или Китае. Но в Казани планируют решить этот вопрос в ближайшие годы.
Сейчас идет поиск подрядчика, который поставит декоративный фасад и алюминиевые трубки. Медиафасад установят по периметру в верхней части здания. Внизу оборудовать им арену бессмысленно, потому что зритель не ощутит всего масштаба. Поставщик медиачасти — российский: это та же компания, которая оборудовала подсветкой Макаровский мост.
Импортозамещение коснулось даже смесей, защищающих металлоконструкции. Такими материалами покрывают фермы, которые держат кровлю. Изначально планировали задействовать немецкие краски Hempel. Их использовали, например, при строительстве московской «ВТБ Арены Парк». Когда выяснилось, что их ни у кого в России больше нет и не будет, пришлось искать отечественные аналоги — хотя к этому времени половина конструкций ледовой арены уже была покрыта немецкими материалами.
Впрочем, во многом для арены используют отечественные материалы. Например, фермы и фасад готовили на Нижнетагильском заводе металлических конструкций. Внутренние перегородки собирали из керамического блока Porokam, который выпускает Ревдинский кирпичный завод. Вентиляционные шахты поставляют екатеринбургские подрядчики, а местную котельную собирает питерская команда.
Мобилизация тоже повлияла на работу подрядчиков. Объект довольно крупный, на нем трудятся сотни людей, поэтому повестки приходили даже не единицам, а десяткам строителей. Национальное объединение застройщиков жилья написало письмо вице-премьеру Марату Хуснулину, чтобы поднять вопрос о бронировании особо ценных специалистов. Обращение подписали в том числе представители «Ледовой арены», но ответа пока не дождались.
— Стройка — такая отрасль, где работает много ранее служивших людей, которые подходят по состоянию здоровья, — напомнил наш собеседник. — Ситуация сложная, но управляемая, да и первая волна тревоги уже сошла.
«Сейчас, когда подрядчики набирают людей заново, соискатели интересуются сначала гарантиями бронирования, а уже потом зарплатой»
Поскольку арена вмещает в себя две полноразмерные площадки, работа над тренировочным полем тоже идет полным ходом. Строители почти готовы к тому, чтобы выйти на следующий этап — монтаж инженерных систем. Если на основной площадке будет концерт или другое мероприятие, то тренировочную зону с четырьмя раздевалками можно использовать в автономном режиме. Можно сказать, что это два самостоятельных объекта.
— Несмотря на все внешние обстоятельства, строительство арены не останавливается, — подчеркнул Данил Крицкий. — Инвесторы готовы дальше поддерживать проект. Вообще, стройка — это большое творчество, а сейчас каждая задача стала локальной: приходится придумывать, как с ней справиться.
Чтобы сравнить разные этапы строительства и увидеть, насколько всё продвинулось вперед, посмотрите еще один большой фоторепортаж: мы гуляли по стройке весной 2021 года. При этом мы регулярно показываем, как идет работа над мегапроектом. Вот так арена выглядела в апреле 2022 года. А вот так — в сентябре 2021-го.
В феврале этого года стройку посетил президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк. Он говорил, что национальная сборная может сыграть на открытии арены.
Строительство объекта идет с декабря 2019 года, весной 2020-го строители закончили забивать 2500 свай в основание здания и приступили к наземной части.
Прочитайте также, как УГМК восстановит три памятника архитектуры на улице Декабристов.