Рядом с Ледовой ареной УГМК снесли здание каменных служб усадьбы Казанцевых на Декабристов № 36–38. Историческая постройка попала в зону гигантского спортивного сооружения. Вместе с экспертами мы разобрались, была ли ценность у этого здания и почему его не удалось сохранить.
Район Царского моста, куда входит и улица Декабристов, с начала ХIХ века был местом, где располагались усадьбы именитых горожан (наподобие нынешнего поселка «Карасьеозерский-1», где стоят дома мэра, бывших чиновников и крупных бизнесменов). Жить тут было весьма престижно. Одним из особняков владела семья почетных екатеринбуржцев — Казанцевых.
Их усадьба начала ХIХ века оказалась настоящим истоком культуры Екатеринбурга. Первый театр «Колизей» был построен в 1847 году во многом на средства мэра Гавриила Фомича Казанцева. Его сыновья, Гавриил и Владимир, организовали в особняке первый частный театр. Сюда из Петербурга, Москвы и Казани приезжали с выступлениями оперные певцы и актеры. Здесь родилась идея строительства Оперного театра, конкурс на проект которого организовали в 1902 году при мэре Гаврииле Гаврииловиче. По инициативе и при участии Казанцевых в том же году построили художественно-промышленную школу. Его брат Владимир был первым академиком живописи в Екатеринбурге.
Успешные золотопромышленники, предприниматели, общественные деятели, Казанцевы делали всё возможное для развития культуры Екатеринбурга, шли впереди уездной провинциальности. Удивительно, что их усадьба мало изменилась со временем.
Усадьбу Казанцевы купили в 1803 году с еще с не достроенным главным домом. Первое крупное изменение пришлось на 1830-е, когда по проекту архитектора Михаила Малахова (при его участии построили госпиталь Верх-Исетского завода, ныне «Синара Центр») к главному дому, зданиям каменных и деревянных служб добавили флигель, парадные и служебные ворота. Все каменные сооружения сохранялись в усадьбе более двух столетий.
Статус объекта культурного наследия (ОКН) усадьбе Казанцевых присвоили еще в 1986 году. Более того, в генеральных планах 1972 и 2004 годов всему району у Царского моста отводилась особая роль — историко-культурного центра. Поэтому эту территорию оберегали от новой застройки. Оставалось лишь получить все документы.
Более того, в 2013 году губернатора Евгения Куйвашева просили присвоить этому району статус достопримечательного места. Бумагу подписали более 2000 горожан и 200 экспертов. Петицию и документы доставили в «Белый дом» велопробегом от усадьбы. Правда, чиновники от этой идеи отказались, но обещали разработать охранные зоны для комплекса.
Работу поручили государственному научно-производственному центру (НПЦ) по охране памятников. Правда, не обошлось без нарушений: торги на разработку сначала выиграла одна фирма, а чиновники из НПЦ заключили договор с другой. Как потом выяснили в антимонопольной службе, незаконно. В итоге зоны охраны опубликовали лишь в феврале 2017 года.
В том же году соседняя земля под недостроенной телебашней попала в поле зрения компании УГМК. Башню решили снести, а на освободившемся участке построить ледовую арену.
Один из участников слушаний, Владислав Головацкий из движения «Реальная История» назвал этот район настоящим сокровищем.
— Территория у Царского моста чудом донесла до нас исторический облик города и его планировку, многие признают его красивейшим местом Екатеринбурга. В предложенном же проекте за словами о комфортных улицах и зеленых зонах видна абсолютная безжизненность, лишающая нас той культурной среды, которую сформировали исторические объекты. Их ценность — не только в отдельно стоящих зданиях, но и в усадьбах, планировке территорий, пространственно-композиционных решениях — в том, что в проекте вообще не принимается во внимание, — указал Владислав Головацкий.
Он добавил, что в предложенном проекте за словами о комфортных улицах и зеленых зонах видна абсолютная безжизненность, лишающая нас той культурной среды, которую сформировали исторические объекты.
— Их ценность — не только в отдельно стоящих зданиях. Это ценность в усадьбах, планировке территорий, пространственно-композиционных решениях — то, что в проекте вообще не принимается во внимание, — указал Владислав Головацкий.
Генеральный директор «Ледовой арены» Данил Крицкий рассказывал, что арена не помешает историческим объектам: их отреставрируют и впишут в проект.
— Эти объекты принадлежат мэрии Екатеринбурга, но по соглашению планируется их вовлечение в проект по развитию ледовой арены. Они не будут играть вспомогательную роль, а создадут свою историческую зону, которая прекрасно дополнит ледовый дворец, — говорил Крицкий на общественных слушаниях.
В 2019 году начальник регионального управления охраны ОКН Евгений Рябинин подписал приказ, в котором территории объектов и зон охраны сильно сократились, а из их границ исчез Общественный сад Казанцевых.
Идея зон охраны заключается в том, что эксперты определяют, где и как можно строить, чтобы не навредить памятнику и сохранить исторический ландшафт. Например, в зоны охраны небольшой усадьбы может войти приусадебный сад, а за маленькими особняками обычно запрещают строительство слишком высоких объектов. Застройщики, ориентируясь на зоны охраны, должны планировать новые объекты так, чтобы не нарушать ограничения. По словам защитников исторического наследия, на практике этот принцип не работает: застройщик часто не ограничен зонами охраны, так как управление охраны ОКН может поменять их под конкретный проект.
Однако даже после всех изменений объемная композиция усадьбы с трехэтажным домом, оградой с воротами, флигелем и зданием служб оставалась неизменной.
В 2020 году ректор УрГАХУ Александр Долгов и главный архитектор Архитектурно-реставрационного объединения Юрий Курашов представили проект того, как можно вписать усадьбу в территорию ледовой арены. Авторы решили, что у «пристроя к флигелю» (здания служб) нет исторической ценности, и его можно снести, а на его месте — проложить проезд к открытой парковке на 12 автомобилей. И это несмотря на то, что флигель и службы уже около 100 лет являются единым зданием.
Описанию истории и состояния здания в проекте уделяется лишь пара абзацев, в них сказано: Как выглядели стены пристроя (так авторы называют здание служб) к флигелю в XIX веке, неизвестно, как и его предназначение. В советское время сооружение не раз перестраивали, в том числе под коммунальное жилье — говорится в нём.
Историко-культурную экспертизу проекта заказали группе челябинских экспертов Оленькову, Кочкиной и Дьячкову, которые до этого были известны в Екатеринбурге по десяткам проектов сокращения зон охраны, а также по сносу здания на улице Мельникова, 14. Эксперты согласились с проектными решениями и решили, что можно снести здание служб.
Это не ушло от внимания местного экспертного сообщества. Глава «Уральского хронотопа» Олег Букин настаивал, что здание служб построили раньше флигеля, оно почти полностью сохранилось в оригинальном виде, а проектная документация не учла охранный его статус и предмет охраны, куда включена пространственная композиция, характерная для усадеб Екатеринбурга первой половины XIX века:
— Экспертиза была проведена с нарушением принципа научной обоснованности, объективности и законности, а также принципа сохранности объекта культурного наследия при любой намечаемой хозяйственной деятельности, — подчеркивал эксперт.
Ни в проекте, ни в экспертизе нет никакого анализа хронологии местной застройки, взаимосвязи архитектуры, здания служб и флигеля, роли каждого из них в формировании ансамбля, объяснила координатор движения «Реальная история» Марина Сахарова.
— Здание служб появилось еще в начале XIX века до того, как достроили усадьбу по проекту Малахова, — напомнила она. — Судя по историческим планам, южная часть здания служб стала частью флигеля, который возвели позже и в дальнейшем объединили. В интерьерах сохранялась оригинальная декоративная отделка, и, скорее всего, это флигель является пристроем к службам. Кроме того, именно это здание обеспечивало периметральную форму парадного двора, что было указано в охранных документах. Это же подтверждается неизменностью сооружения более двух веков. Поэтому абсолютно неправильно называть его неисторическим и рекомендовать к сносу.
Позже управление охраны ОКН провело заседание под председательством автора проекта Александра Долгова, в ходе которого его подчиненные по архитектурному университету проголосовали за возможность сноса здания: Юлия Бердюгина, Михаил Голобородский, Сергей Санок, Виктор Симиненко и Александр Стариков.
Участники Школы наследия, куда вошли профессиональные проектировщики и архитекторы, с таким подходом не согласились и предложили проект, где можно было сохранить и здание служб, и сад, и оставить такое же число парковок рядом с ледовой ареной.
— В декабре 2020 года на итоговом мероприятии одна из команд, работающая с районом Царского моста, предложила вариант планировки территории усадеб на улице Декабристов, — рассказала руководитель Школы наследия Екатеринбург Александра Шестакова. — Для этого изменили проезды. В обсуждении участвовали представители администрации города и районов, органов охраны ОКН и застройщики. Однако УГМК отказались от участия в нашем мероприятии.
— Несмотря на все доводы, управление охраны памятников Свердловской области решило согласиться с выводами челябинской экспертизы и разрешить снос, — добавила архитектор, участник Школы наследия Галина Алексеева.
Летом 2022 года застройщик арены, в распоряжении которого находится усадьба, снес здание служб.
Данил Крицкий объяснял, что у них на руках есть вся проектная документация, прошедшая экспертизу, и по ней от уполномоченных органов уже выданы разрешения на реставрацию и приспособление.
— Что касается функционального назначения, оно до конца не определено, — уточнил E1.RU директор Ледовой арены. — Там пока свободные планировки. Мы сейчас демонтировали неисторические части зданий, гаражи и автошколу, которые были пристроены. По заключению экспертов, они не несут исторической ценности. Сами объекты, которые занесены в реестр, будут со временем в соответствии с законодательством реставрироваться и приспосабливаться.
Нужно ли было сохранить здание служб усадьбы Казанцевых?
Службы усадьбы Казанцевых оказались не единственным историческим зданием, которое пошло под снос ради ледовой арены. В День всех влюбленных в районе Царского моста снесли старинный особняк, который построили в 1927 году — Дом Серебровских.
Когда-то из него хотели сделать Музей истории городского быта, но этого не случилось. Через два месяца после демонтажа телебашни дом разграбили мародеры. В марте 2020 года общественники просили признать это здание памятником архитектуры, но власти решили этого не делать. По соседству было еще одноэтажное здание — правда, современное. Его тоже пустили под бульдозер.
Хотите узнать больше о судьбе интересного здания в Екатеринбурге? Отправьте его адрес и фото на i.shestak@iportal.ru и расскажите, что вам о нём известно. Если вы живете в доме-памятнике, тоже можете нам написать — мы расскажем о вашем доме, а вы станете следующим героем публикации на Е1.RU.