Долгострой в самом центре Екатеринбурга, который около 20 лет пугает горожан, решили реанимировать. Правда, для этого нужно осуществить подвиг — выкопать пять подземных этажей. Такого на Урале еще никто не делал для подобных зданий. Однако только так можно будет окупить строительство башни, считает куратор проекта Андрей Газизов.
В экспертном сообществе с сомнением смотрят на эту идею, а в мэрии вообще рассматривают вариант разбить на участке небольшой сквер. Разбираемся, будет ли шанс у горожан увидеть законченный объект (чем бы он ни был) в Театральном переулке.
Откуда вообще взялся этот долгострой?
Стройка прямо под боком мэрии началась в 2000-е. Компактная башня высотой в 12 этажей по проекту 2004 года должна была стать домом для ювелиров, но по стечению обстоятельств собственнику денег хватило лишь на каркас высотой четыре этажа.
Разговоры о возобновлении строительства начались в начале 2021 года, когда появился новый проект. Он оказался весьма амбициозен — 20-этажная башня с вращающейся смотровой площадкой и рестораном. Как и в предыдущей концепции, здание должно было стать домом для ювелиров и мастеров по работе с камнем. Фишкой сооружения должна была стать подземная часть в пять этажей, которая бы соединялась с метро «Площадь 1905 года». Из-за верхушки в виде ограненного драгоценного камня здание в народе заранее прозвали «бриллиантовой башней».
В августе 2021 года проект решили обсудить на градостроительном совете при мэрии. Несмотря на эффектную презентацию, идею с новым сооружением зарубили на корню. Архитекторы сослались на то, что в проекте 2004 года общая площадь здания была 3,7 тысячи квадратных метров, а в новом — уже больше 20 тысяч квадратных метров. Кроме того, новое здание выходило за пределы своего участка.
А кто хозяин долгостроя?
Землей площадью 397 квадратных метра и мечтой построить ювелирный центр с 2004 года владеет екатеринбургский бизнесмен Андраник Геворкян. Судя по документам, которые оказались в распоряжении редакции, много лет права на владения недвижимостью передавались от коммерсанта к компаниям, которые он владел, к супруге Ирине, делились с ней пополам, а в 2018 году вновь вернулись в руки Андраника Петросовича. Кадастровая стоимость этих четырех неполных соток оценивается в 7,1 миллиона рублей.
Примечательно, что с 21 июня 2022 года приставы запретили какие-либо действия с недвижимостью, что следует из постановления № 280249988/6607 Чкаловского районного отдела судебных приставов.
С чем связан запрет, не уточняется. За комментарием мы обратились в пресс-службу ФССП по Свердловской области. Ответ на момент публикации не поступил.
Согласно данным сервиса контрагентов «Спарк-Интерфакс», Андраник Геворкян сейчас официально не владеет ни одним бизнесом. Зато в прошлом у него были такие компании, как «Золотая гора» (1999–2003), «Золотой лев» (январь 2009 — декабрь 2009), последняя занималась оптовой торговлей ювелирными изделиями. В копилке у него также «Трансконтинентальный фронтир» (2010–2018) — добыча абразивных материалов, асбеста и талька, а также фирма с говорящим названием «Хрусталь Геворкяна» (1992–2006). А еще почти 20 лет (1998–2018) существовало под руководством Андраника Петросовича предприятие «Здоровье», которое имело лицензию ломбарда.
Почему так долго строят?
В разговоре с E1.RU куратор проекта Андрей Газизов рассказал, что из-за личных проблем Андраник Геворкян почти 20 лет уже не может начать строительство башни, но этот дом является делом его жизни.
— Чтобы закончить эту стройку, нужны большие деньги, а чтобы их туда завести, следует привлечь инвесторов, — объяснил Газизов. — Есть люди, которые готовы вложиться, но им нужны гарантии. Я думаю, что коммерческие помещения на нижних уровнях с переходом к метро и парковкой могут стать этими гарантиями.
Андраник Геворкян, по словам нашего собеседника, изначально и планировал это здание как специализированное место для компаний, которые бы занимались драгоценными и полудрагоценными камнями и металлами. При этом продавать наземную часть Андраник Петросович никому не готов, признается Андрей Газизов, на продажу может идти именно нижняя часть. И именно поэтому нужны эти пять подземных этажей, где одну долю займут коммерческие площади, другую — парковка. Денег, вырученных с продажи, должно хватить на 18 верхних этажей (по новому проекту).
А переход в метро точно нужен?
— Строительство перехода к станции «Площадь 1095 года» проистекает логически само собой. Приехал в центр на машине, поставил на подземной парковке машину, не поднимаясь никуда, перешел в метро и уехал, куда нужно, — объяснил наш собеседник. — Я бывал в европейских городах и видел там такое же, это весьма удобно с точки зрения транспортной инфраструктуры.
Строительство перехода, по его словам, не должно оказать больших неудобств, поскольку на пути от действующей станции до здания не так много коммуникаций, которые пришлось бы переносить, да и к тому же собеседники из руководства метрополитена не против проекта.
И сколько это будет стоить?
Куратор строительства уточнил, что смету под новое здание никто не считал, цифры есть только по старому проекту 2004 года. Тогда 12-этажный центр оценивался в около 650 миллионов рублей. Однако с тех пор очень многое поменялось, цены на материалы изменились, начали действовать новые правила и нормативы, и, по самым оптимистичным прикидкам, новый проект обойдется в миллиард рублей. И это с учетом пяти подземных этажей и перехода к метрополитену. Причем на работы, по оценкам Андрея Газизова, может уйти около пяти-шести лет с отделкой и с полноценным запуском комплекса.
Почему нельзя вернуться к старому проекту? Это ведь дешевле
Новый проект с верхушкой в виде ограненного бриллианта был создан, чтобы найти повод для диалога с властью, признался Андрей Газизов.
— Мы подготовили документацию, вложили хорошие деньги, проект вынесли на градостроительный совет, — сообщил куратор проекта. — И не имеет значения, как выглядело здание, это должно было стать поводом для разговора. Да и к тому же горожане ведь проголосовали «за»?
Действительно, на специальном сайте было голосование. Проект 2004 года набрал 45% голосов, а новый 2021 года — 55%.
— Меня неслабо удивило, что архитектурное сообщество отреагировало с агрессией, — добавил он, намекая на жаркую дискуссию на градсовете. — От старого проекта отказываться никто не хотел, но если раньше там можно было воткнуть 12-этажное здание, то сейчас, с учётом транспортного коллапса, это кажется утопией — ставить комплекс без парковки, — уточнил он. — К тому же проект 2004 года не подходит городу как минимум потому, что с тех пор по нескольку раз изменились допуски и нормативы. Самым разумным я считаю, будет частичное возвращение к старому проекту, при этом с новыми решениями — парковкой и соединением с метро.
Сейчас есть группа специалистов, которые готовы обследовать существующее здание на безопасность, но нужна отмашка администрации города. При этом разрешение на строительство тоже следует обновить.
Главный вопрос — зачем там огромный бриллиант?
— Это дань уважения Андранику Петросовичу, а также истории Урала в целом, — ответил наш собеседник. — К тому же можно выстроить красивую картинку для туристов. И не обязательно, что это бриллиант, можно назвать его изумрудом. Мы общались со специалистами из ТМК («Трубная металлургическая компания» ранее принадлежала миллиардеру Дмитрию Пумпянскому — Прим.ред.). Они ответили, что такую конструкцию реально технически сделать.
Что думают соседи — мэрия Екатеринбурга?
— Это один из немногих долгостроев Екатеринбурга, — рассказывал председатель городского комитета по строительству Алексей Корюков. — Администрация такими зданиями занимается планомерно, старается договориться либо о дальнейшей реализации, либо об изменении формата и применении новых технологий. Участок этот в центре, и если удастся договориться с собственником, чтобы переформатировать объект в общественное пространство, это будет новый центр притяжения и большой подарок горожанам. Но пока вопрос находится в работе.
«Павшую лошадь нужно пристрелить хотя бы из жалости»
За комментарием мы также обратились к президенту Гильдии строителей Урала Вячеславу Трапезникову.
— Выскажу предположение, что заявленные планы не основаны ни на понимании конъюнктуры рынка коммерческих помещений в Екатеринбурге, ни на общем понимании себестоимости всех тех наполеоновских планов, которые озвучивают коллеги, — подчеркнул он. — Подземное строительство — это, наверное, самый дорогой вид работ из всех, кроме атомного. В условиях плотной существующей окружающей застройки этот проект окажется не просто нерентабельным, а убыточным в многократном значении. Говорить же всерьез об объединении с метро для настолько незначительного по метражу объекта, я считаю, не приходится — это звучит совершенно фантастично. И мне кажется, это тот случай, когда уместно сказать о том, что павшую лошадь нужно пристрелить хотя бы из жалости.
Вопрос, что будет со зданием дальше, если разрешение на строительство истечет, юридический, уточнил Вячеслав Трапезников.
— Есть точное понимание, что без судов здесь не обойдется, а предвосхищать решение суда я бы не стал, — объяснил наш собеседник. — Но я совершенно убежден, что все эти прошедшие даже не годы, а десятилетия с этим объектом в сердце Екатеринбурга должны привести к тому, что он должен быть демонтирован. Это обязанность собственников, а власти должны максимально способствовать, потому что объект в этом виде — нежизнеспособный.
Однако если с башней в переулке Театральный пока ничего не ясно, то судьба другого легендарного долгостроя, похоже, предопределена. Эксперты наконец-то ответили на вопрос, возможно ли использовать высотную часть БЦ «Свердловск» (небоскреб «Призма»).
Осенью 2020 года мэрия планировала заказать экспертизу высотной части бизнес-центра «Свердловск» за 700 тысяч рублей. Мы писали, что план сноса высотки подготовит Уральский федеральный университет. Обойдутся такие работы в 5,7 миллиона рублей.
Суд по делу о сносе небоскреба длится уже несколько лет. Мэрия ранее требовала демонтировать здание. На одном из заседаний в качестве третьего лица присутствовал представитель Ростехнадзора, который попытался объяснить, как так получилось. Прочитайте ответ главы района на вопрос, как появилась незаконная «Призма».
Посмотрите также большой репортаж о том, как мы прогулялись по заброшенной части небоскреба.