Реновация и редевелопмент уже коснулись нескольких районов города, и Центр не остался в стороне. Побережья Исети застраиваются современными кварталами, формируется новая городская среда, и совсем скоро люди здесь будут жить и работать по принципам сити. Что это значит для Екатеринбурга? Почему столица Урала активно растет вверх? Как изменится ее облик в ближайшие 10 лет? Мы постарались найти ответы на эти вопросы и сравнить сегодняшнюю историю обновления городского центра с опытом других столичных городов.
Что такое сити и как создаются такие проекты
Обычно «сити» называют деловые центры городов. Но это не совсем точное определение. Понятие «сити» пришло к нам из Лондона. В столице Англии так называется исторически сложившийся финансовый район, где находятся Лондонская фондовая биржа и Банк Англии. Но вместе с ними есть и небоскребы, рестораны, бары, несколько достопримечательностей. И вообще, в британской культуре сити — это про статус. Похожий принцип организации пространства в Нью-Йоркском боро — Манхэттене. Только рядом с деловыми и рекреационным пространствами здесь соседствует жилье.
В России сити — это глобальные проекты, которые по функциональности похожи на небольшие города. Самый известный проект, конечно же, «Москва-Сити», возведенный на территории бывшей промзоны. Идею построить на месте старой каменоломни небоскребы еще в 1991 году высказал архитектор Борис Тхор.
С течением времени проект изменился. На территории в 100 га появились деловые, торговые, жилые и рекреационные пространства, которые связаны между собой улицами и мостами. Так промзона превратилась в город в городе, который продолжает разрастаться, привлекая туристов и инвесторов.
Подобный проект должен был появиться и в Санкт-Петербурге. Но идея создания реплики «Москва-Сити» не особо вдохновляет ни власти города, ни бизнесменов. Они полагают, что город пока не нуждается в подобном кластере, да и скопление небоскребов значительно изменит панораму Северной Пальмиры. Многие сходятся во мнении, что можно было бы развивать территорию вокруг штаб-квартиры Газпрома, но удаленность от центра и неудобная логистика (ближайшая станция метро почти в 2 км) не дадут территории превратиться в полноценный сити.
Современные деловые пространства, высотные здания, культурный кластер на базе «Ельцин Центра», набережная, выполняющая рекреационную функцию. Но на этом история не заканчивается. Городские власти Екатеринбурга готовы поддерживать развитие сити, а девелоперы стремятся сделать его интереснее. Одним из участников процесса стала Брусника.
Каким будет продолжение сити и где пройдут границы
Брусника будет развивать большой участок в границах улиц Челюскинцев, переулка Северного, Шевелева, Папанина, Юмашева и русла реки Исеть по направлению к набережной Рабочей Молодежи. Это будет технически сложный, но интересный проект.
Расселять жителей будут постепенно. А вместе с этим — развивать транспортную сеть участка. Уже сейчас расширена дорога на Папанина. Здесь сделали по дополнительной полосе для поворота направо и налево. Также Брусника пересмотрела внутриквартальные проезды: увеличила вместимость подземных стоянок, чтобы минимизировать пространство, отдаваемое под наземные парковочные карманы.
— Мы готовы к тому, что люди будут говорить о малом количестве парковочных мест. Но дело в том, что, сколько бы мы их ни сделали, всё равно будет мало. Нельзя постоянно наращивать плотность парковок. Это уже проходили в США 70-х годов. Увеличение площади дорожного полотна и количества машино-мест стимулирует людей на использование личного транспорта. Что таким образом можно избавиться от пробок — миф. Если мы хотим сделать город приятным для людей, нужно сокращать число парковок. Во всех прогрессивных городах такие практики давно применяют, — директор филиала Брусники в Екатеринбурге Наталия Лушникова.
Пространство, которое компания «отберет» у автомобилистов, займут парковки для шеринг-сервисов, сеть пешеходных и велодорожек, большой прогулочный бульвар, который пройдет от улицы Папанина до набережной, и променад вдоль Исети.
— Ядро застройки — это активный бульвар, который переходит в особенный кластер (или, как мы его называем, «треугольник»). Бульвар расположится в границах улицы Челюскинцев, набережной и будущего продолжения улицы Ельцина. Этот участок продлится непрерывно вдоль всей нашей застройки. Здесь мы расположим большую часть общественных пространств сити, — говорит Наталия Лушникова.
В Бруснике замечают, что не строят реплику Манхэттена и не подражают «Москва-Сити». Проект отличается от других наличием больших природных зон (набережной, водного парка, бульвара и множества скверов). Также здесь не будет скопления небоскребов, которые подавят окружающую застройку.
— Проект объединит квартальную застройку с 9–10-этажными домами и высотные доминанты, — продолжает Наталия Лушникова. — Наиболее высокие здания расположатся около воды. Это позволит создать более динамичный силуэт района со стороны городского пруда. Красивая мощная застройка будет отражаться в водной глади. Одновременно с помощью такого решения мы откроем территорию с юга. Доминанты не будут перекрывать солнечный свет среднеэтажным кварталам.
Философия сити
Центральная идея нового проекта Брусники — многофункциональность, сочетание деловых, социальных, рекреационных, торговых и жилых пространств. Здесь будет молодежный отель, на территории которого расположится фитнес-центр с бассейном, ресторан, коворкинг, центр современной культуры, кафе, супермаркет и салон красоты. На берегу Исети планируют построить школу на 1,1 тыс. мест. Также появится четыре детских сада по 150 мест каждый.
Один из базовых элементов философии района — внимательное отношение к природе. Пример реализации этого подхода — организация набережной.
— В центре Екатеринбурга река сегодня больше напоминает искусственно вырытый канал, — говорит Наталия. — Гранитные стены увеличивают скорость воды, и различные микроорганизмы и рыбы не могут здесь комфортно существовать. Вода теряет жизнь. Мы же хотим интегрировать урбанистический и природный ландшафты.
На нижнем уровне набережной Брусника намерена создать сеть «плавучих дорожек», чтобы горожане могли понять, чем рогоз отличается от камыша, посмотреть, как живут утки, и понаблюдать за рыбами. Также в планах девелопера — дождевые сады. Это специально организованные зеленые участки, которые впитывают воду, естественным образом ее фильтруют и потом через грунт отдают реке. Для Екатеринбурга это новаторское решение. До последнего времени львиная доля дождевой воды собиралась в ливнестоки и была выключена из процесса пополнения Исети.
— Кроме того, мы хотим организовать на этой территории водный парк и городской пляж, — добавляет директор филиала Брусники в Екатеринбурге Наталия Лушникова. — По сути, мы создаем новый Екатеринбург, где комфортно, уютно, красиво и интересно жить. Где хочется отдыхать. Мы объединим новую набережную с уже имеющейся, организовав дорожки под Макаровским мостом. Сейчас мы разрабатываем техзадание для архитекторов.
Продажи не осуществляются, материал носит ознакомительный характер.