В Университетском микрорайоне Екатеринбурга снесли недостроенное здание фабрики «Уралобувь» на улице Библиотечной. Изначально на его месте планировался небольшой торговый центр Enter, но от этого проекта решили отказаться. Вместо него появится жилой дом на двухэтажном стилобате, крыша у которого будет эксплуатируемой. Строительством займется девелопер «Первостроитель».
— Здание по улице Библиотечной, 41 строилось для нужд фабрики «Уралобувь», в нем предполагалось разместить новое производство, — рассказали E1.RU в компании. — Объект имел статус незавершенного строительства. Девелопер «Первостроитель» планировал провести реконструкцию здания для размещения там мини-торгового центра. Однако во время строительной экспертизы в конструкции нашлись дефекты, было принято решение о сносе. В настоящий момент работы по сносу здания завершаются.
Планировалось, что у торгового центра Enter будет пять этажей с общей площадью 11 471 квадратный метр. Первые три этажа хотели отвести под продуктовый супермаркет и магазины детских товаров и электроники, а четвертый и пятый задумывались как пространство частного образовательного центра. Еще часть здания занимала бы многоуровневая автостоянка. Однако эти планы в итоге переиграли.
После строительной экспертизы, выявившей дефекты в здании, началась разработка новой концепции. Она включает два этажа торговых площадей для продуктового супермаркета и жилой дом с дворовой территорией и эксплуатируемой крышей стилобата.
— Новый дом станет частью экосистемы микрорайона Университетский — проекта комплексного развития бывшей промышленной территории, которым девелопер «Первостроитель» занимается уже около двадцати лет, — уточнил в компании. — При его строительстве компания будет опираться на принципы, выработанные за годы освоения площадки: комфортное жилье, передовые энергоэффективные решения, безопасность.
Планируется, что проектные работы нового объекта ориентированы на 2023 год, а строительство пройдет с 2023 по 2025 годы.
Предприятие «Уралобувь» является преемником одного из старейших строительных объединений в Свердловской области — треста «Уралобувьстрой», которое основали в 1934 году для создания фабрики по выпуску обуви. Со временем из треста вырос отдел, а затем и управление капитального строительства, которое возводило промышленные и социальные объекты в Свердловске (в основном на территории Втузгородка). Промышленные площадки, детские сады, ясли, профтехучилище: всем этим занималось уральское предприятие. В начале 2000-х годов управление капитального строительства преобразовали в девелоперскую компанию «Уралобувь». После этого на территории бывших промышленных цехов решили организовать жилой микрорайон Университетский. В 2015 году компанию «Уралобувь» переименовали в «Первостроитель».
О вовлечении бывших промышленных территорий в новую жилую застройку рассказывал глава «Мастерской Генерального плана» Руслан Габдрахманов.
— В городе есть участки, которые раньше использовались под промышленность, но заводы ушли, появились более привлекательные территории, — объяснял он. — Есть крупные предприятия, которые останутся. Но есть зоны, которые уже готовы принять застройку. Раньше в Генплане года эти земли назывались «стыковыми» — это участки между промышленностью и жильем, когда промзоны постепенно вовлекаются в застройку: например, земля «Уралкабеля» и «Уралобуви».
Ранее мы рассказывали, как в Университетском обновят школу № 134. Снаружи она будет больше напоминать офис успешной IT-компании. Эскизы здания, которое находится на перекрестке улиц Комсомольской и Педагогической, разработал всё тот же девелопер.
В октябре 2021 года компания анонсировала идею вовлечения неиспользуемых промзон, а также перестройку уже имеющихся жилых кварталов. План развития уже имеет рабочее название — «Большой Университетский».
Помимо новых социальных объектов, программа включает реконструкцию дорог, изменение схемы движения общественного транспорта, строительство жилых объектов и общественных зон. Например, в рамках концепции застройщик предложил перестроить станцию Шарташ. На ее базе хотят создать второй железнодорожный вокзал, который разгрузит существующий.