За последние два месяца у людей возникло множество вопросов по поводу жилья. Вернется ли ставка 6,5%? Что будет с ценами на квартиры? Стоит ли брать сейчас ипотеку? Почему застройщики отказываются от отделки? И, пожалуй, самый главный: достроят ли те дома, которые сейчас возводятся?
Ответы на эти вопросы даст управляющий директор застройщика ГК «Ривьера Инвест Екатеринбург» Евгений Шилов. В серии экспертных интервью он доступно и аргументированно расскажет, как на самом деле сейчас обстоят дела на рынке недвижимости и что делать тем, кто уже купил квартиру на стадии строительства или только планирует.
— Евгений Анатольевич, всех сегодня волнует, достроят ли их дома. Застройщики в голос говорят, что да. Почему люди должны поверить им?
— Действительно, волнение неимоверное. На сегодняшний день группа компаний «Ривьера Инвест Екатеринбург» одномоментно возводит семь многоэтажных домов высотой от 20 до 25 этажей. Представьте, сколько людей переживает. И задают вопросы не только те люди, которые уже купили квартиру, но и те, кто задумался о ее приобретении. Могу сказать, что мы совершенно точно всё достроим. Поводов не верить нам быть не должно — и вот почему.
Пару лет назад мы перешли на систему работы с использованием проектного финансирования банков. Эта система подразумевает, что Сбербанк резервирует требуемую сумму денег, необходимых на строительство конкретного дома. Таким образом, мы не зависим от того, сколько денег получено от дольщиков на стадии строительства, финансирование стройки осуществляется банком в требуемом объеме и точно в срок. Причем в сумму зарезервированных средств также закладывались определенные риски, например инфляция, так что даже случившееся удорожание материалов не повлияет на ритмичность финансирования стройки.
Второй важной темой, над которой мы очень тщательно работали последние два месяца, был вопрос, а нет ли в составе материалов и комплектующих, которые мы применяем при строительстве домов, каких-то элементов, которые стали недоступны в текущих условиях, либо цены на них выросли таким образом, что применение их стало бы нецелесообразным.
Так вот сейчас я с уверенностью могу сказать, что нет! Все материалы, необходимые для того, чтобы достроить наши дома, есть в наличии.
Более того, поскольку мы, как застройщик, заинтересованы в том, чтобы поскорее высвободить деньги наших покупателей, которые лежат на эскроу-счетах в банке, мы очень мотивированы и стараемся организовать работу на стройке таким образом, чтобы ввести дома в эксплуатацию раньше планового срока. И, уверяю вас, благодаря высокопрофессиональной работе нашего технического заказчика и генподрядчика нам это удается.
«Все строящиеся дома будут введены в эксплуатацию минимум на полгода раньше срока, установленного в наших разрешительных документах на строительство»
— Но ведь многие из этих объектов начали строить совсем недавно.
— Наш генподрядчик на площадках проводит серьезную работу по ускорению сроков строительства: целевой темп — один этаж в неделю. Благодаря этой работе нам удается всего за 15–16 месяцев построить дом в 25 этажей с качественной чистовой отделкой. Такая скорость невероятно комфортна в первую очередь для наших покупателей. Представляете, как они рады, когда проезжают мимо своего строящегося дома и видят, что с каждой неделей он становится выше, а значит, новоселье ближе. У нас даже появился хештег «Всё идет по плану».
— За счет чего вы добиваетесь такой скорости строительства? И не приведет ли увеличение темпов к потере качества?
— Когда говорю о скорости, я имею в виду не просто процесс строительства, а способ организации работы. Дома можно строить по-разному: можно сперва поставить железобетонный каркас высотки, потом сделать кладку, позже вставить окна, потом заняться сетями и так далее. При таком последовательном подходе одноподъездный дом на 25 этажей можно строить и два, и даже три года. А мы работаем по-другому. Подняли десять этажей монолитного каркаса — на шести этажах уже закончена кладка, на пяти — есть окна, на четырех этажах смонтированы все системы, а на первом уже начинаем черновую отделку.
Таким образом, когда мы заканчиваем каркас дома и кровельные работы, в доме начинается чистовая отделка. Этот способ управления подрядчиками помогает нашим строителям работать быстро и качественно, соблюдая все технологические временные периоды. Именно поэтому кроме высокого темпа наши строители гарантированно выдают высокое качество строящихся домов.
— Проектное финансирование, по сути, кредит для застройщика. Ставка по нему тоже сейчас немаленькая. Как отрасль отреагировала на это, как это отразится на цене жилья?
— Стоит отметить, что по всем начатым проектам стоимость финансирования осталась неизменной, поэтому на стоимость квартир в строящихся домах это не окажет влияния. Что касается будущих проектов, по ним, действительно, ставка проектного финансирования вырастет существенно. Однако, по моему мнению, это скорее ляжет дополнительным бременем затрат на застройщика, чем приведет к удорожанию и без того сильно выросших рыночных цен на квартиры.
Раньше было дешевое проектное финансирование, которое полностью закрывало стройку. Мы не тратили деньги, которые заработали, на свои текущие проекты, а вкладывали их в новые, покупали земельные участки, проектировали новые кварталы и так далее. Сейчас будет немного по-другому: условно половина дома будет строиться на собственные средства, половина — с помощью проектного финансирования. В итоге повышение затрат на стоимость финансирования стройки будет нивелироваться.
— То есть рост Екатеринбурга замедлится?
— Я думаю, что каких-то существенных изменений по перспективам развития города не произойдет. По той простой причине, что на момент начала этого года очень большое количество территорий в Екатеринбурге подготовлено к перспективным застройкам. Мы небольшой застройщик, по местным меркам, но только у нас одних в перспективе пять кварталов площадью порядка полумиллиона квадратных метров жилья, которые мы будем строить ближайшие семь лет, не думая ни о чем, так как концепции, проекты планировки и прочее — всё уже утверждено во всех инстанциях.