До конца 2022 года усадьбу фабриканта Злоказова в Екатеринбурге отреставрируют и откроют в ней офисы. Восстановлением старинного здания занимается девелопер «Брусника». Еще два года назад компания подписала концессионное соглашение с Министерством инвестиций и развития Свердловской области, по которому взяла на себя ответственность вернуть памятнику тот вид, что был в XIX веке.
Пока здание не обросло оградой, мы прогулялись по его самым тайным уголкам и окунулись в историю Екатеринбурга — от позапрошлого века до нынешних дней.
Кто такие Злоказовы?
Фабрикант Федор Злоказов и его супруга Магдалина Карловна владели усадьбой до 1916 года, а затем дом отошел к одному из их сыновей, Николаю Федоровичу. Вообще династия Злоказовых на Урале небезызвестная. Ее основателем считается мастеровой Каслинского завода Алексей Злоказов.
Три его сына — Петр, Николай и Федор — на наследство в 90 тысяч рублей в 1882 году основали торговый дом «Братья Злоказовы». В течение жизни они владели крупными промышленными предприятиями, начиная от чугуноплавильных и стекольных до винокуренных и пивоваренных, у них было даже собственное пароходство.
В 1910 году торговый дом распался. Наследники разделили капитал. Сыновья Федора, Сергей и Николай, занялись Исетским металлургическим заводом, который во время Первой мировой перепрофилировали под выпуск патронов и гильз.
В 1919 году вся собственность семьи, в том числе усадьба, была национализирована, а сыновья Федора Злоказова эмигрировали.
Что за дом такой?
Каменную усадьбу для фабриканта Федора Злоказова на Пролетарской, 3 (в прошлом улица Офицерская. — Прим. ред.) построили в 1880–1890 годы. Позже под руководством архитектора Юлия Дютеля ее перестроили в духе эклектики.
— В 1896 году Злоказов обратился в управу с просьбой разрешить пристройку к дому двухэтажного помещения с парадной лестницей и одноэтажного помещения кухни и бани, — говорится в одной их экспертиз регионального управления охраны памятников. — Прошение удовлетворили. Уже спустя год у дома появился пристрой кухни и бани, более того, над ними была устроена веранда.
В 1920-е годы на территории уже бывшей усадьбы размещался завод фруктовых вод. По архивным документам БТИ 1966 года, в доме располагались детский сад и ряд жилых помещений, а в 1970-е и 1980-е годы — профсоюзная организация по реализации туристических путевок. До наших же дней из всего наследия Злоказова сохранились только дом, сторожка и ограда, расположенные вдоль улицы Пролетарской.
Когда в июле 2020 года «Брусника» подписывала соглашение со свердловскими властями, девелопер оценивал стоимость реставрации в 150 миллионов рублей и планировал использовать здание в качестве объекта отдыха и туризма. Сколько же сейчас будет потрачено, пока неизвестно, но предельный срок концессии обозначен концом 2022 года.
Как перестроят усадьбу?
— Дом постоянно перестраивался и достраивался, элементы друг на друга наслаивались, поэтому сложно было остановиться на чем-то одном, — рассказала E1.RU реставратор Светлана Малевич. — В итоге за основу решили взять конец XIX века, когда уже были фотографии усадьбы.
По одному из методов реставрации, рассказала наша собеседница, можно было выбрать консервацию здания, сохранить всё, что есть сейчас, и поправить только техническую сторону. Но в этом случае здание получилось бы несуразным: чтобы попасть в подвал, нужно обойти здание; на задней площадке вроде должна быть дверь, но сейчас там нет крыльца. Более того, усадьба в нынешнем виде не соответствует современным правилам пожарной безопасности.
В итоге команда реставраторов решила по максимуму сохранить то, что до нас дошло в изначальном состоянии, и приспособить здание под современный формат.
— Элементы, данные о которых у нас точно есть, мы будем воссоздавать — например, пристройку на втором этаже, — добавила Светлана Малевич. — Остальное попытаемся воссоздать, как в XIX веке.
При прогулке по этажам усадьбы складывается впечатление, что некоторые помещения должны были быть больше. В некоторых из них это отчетливо видно по заложенным порталам. Реставратор уточнила, что исторической планировкой в доме была анфиладная система помещений, то есть из одного зала гости и жильцы через альков переходили в другое помещение, а из него — в третье и четвертое. Но в советское время здание серьезно перестроили, а большие комнаты «нарезали» на более мелкие. Особенно это заметно по лепнине или симметричности освещения.
Перекрытия в здании тоже планируют менять, поскольку нынешние если и могут выдержать вес человека, то массу столов и шкафов — уже нет. Это позволит выиграть кое-где несколько сантиметров по высоте комнат.
Что касается роскошной лепнины, которая дошла до наших дней, то ее будут аккуратно снимать, а после замены перекрытий, уже в очищенном и восстановленном виде, приклеивать обратно. Остальные помещения окажутся, что называется, с чистовой отделкой под штукатурку, поэтому в усадьбе сохранится дух эклектики.
Существенными изменениями в здании станут пристройка в виде веранды на втором этаже, вторая лестница, которая появится на месте утраченной, и укороченный балкон, который ныне стоит на четырех колоннах.
— Пристройка — моя любимая часть, — призналась наша спутница. — Когда Злоказов купил усадьбу, здесь была кухня, к которой позже добавили красивую деревянную веранду с остеклением на две стороны. А в советское время ее превратили в полноценное помещение. По проекту мы сносим стены и воссоздаем веранду по фотографиям.
Кроме того, со стороны бывшего сада (двора на Пролетарской, 1) появятся второй отдельный вход и лестница. Она и раньше тут была, но совсем небольшая. Появление лестницы требуется в том числе по пожарным правилам. Кроме того, в этой части дома стены и перекрытия уже советских времен, а значит, не имеют отношения к изначальной эстетике. Здесь же будет проход в подвал.
Если спуститься под дом, то можно заметить, что почти вся усадьба стоит на сводчатых колоннах.
— Под самой первой частью здания, под несущими стенами были сводчатые колонны, — рассказала Светлана Малевич. — Но мы проверили, на что же сейчас опирается такой фундамент, и оказалось, что под некоторыми почти ничего нет. Поэтому мы усилим опоры и заглубим подвал на полметра, чтобы тут было удобно ходить.
А если внимательно присмотреться к колоннам во дворе, то станет ясно, что две из них — не «родные».
— Первые две колонны были тут изначально, а вот две другие — нет, — уточнила специалист. — У них разный кирпич, разные основания и симметрия. Зачем нужно было их ставить, непонятно. Возможно, они появились в 50-е годы, когда любили колонны, но мы решили их сохранить. Единственное, что мы укоротим балкон и вернем ему исторический вид.
Компания «Брусника» уже имеет в своей копилке памятники, которые она планирует восстановить, а некоторые уже отреставрировала. Почитайте подробный репортаж про реконструкцию бывшей золотосплавочной лаборатории по соседству на Первомайской, 1. После обновления ее превратят в городскую гостиную.
Еще одно историческое здание, которое девелопер будет восстанавливать, — дом купца Сапожникова на Горького, 49, рядом с «Кандинским». Прошлым летом застройщик купил его за 21 миллион рублей.
Другое приобретение компании — двухэтажный кирпичный особняк «Дом Фомина» на Розы Люксембург, 26. Согласно проекту, здание приспособят под офисы. А еще в конце 2021 года «Брусника» выкупила дом-памятник на улице Горького, 43. Речь идет о здании, к которому примыкает построенная в XIX веке электростанция. Она входит в состав комплекса «Товарищества электрического освещения Андрей Елтышев и К°».