На днях стало известно, что два знаменитых на весь мир британских архитектурных бюро — Zaha Hadid Architects и Foster + Partners — прекратили работу в России в связи с событиями на Украине.
Основательница своего бюро Заха Хадид работала с отечественными архитектурами четыре десятилетия и изначально была вдохновлена русским авангардом. Теперь архитекторы Zaha Hadid оказались потрясены и опечалены конфликтом на Украине, в связи с чем приостановили два проекта в России, один из которых — новый концертный зал Свердловской филармонии.
В свою очередь, представители бюро Нормана Фостера, по проекту которого в Екатеринбурге возвели штаб-квартиру РМК и должны были построить большой Музей оружия по соседству, написали в Twitter о решении остановить всю работу в России.
Мы поговорили архитекторами из Екатеринбурга о том, что будет с проектами концертного зала филармонии и Музея оружия, появятся ли они без авторов и какие нюансы при строительстве могут возникнуть.
По словам бывшего главного архитектора Екатеринбурга Михаила Вяткина, у нас найдутся ребята, которые закончат проекты и сделают это не хуже. Велика вероятность, что наработки, появившиеся еще при совместной работе, передадут отечественным специалистам.
— Иностранные архитекторы отвечают за задумки и идеи проекта, а всю рабочую документацию делают наши, так что ничего страшного здесь не произошло, — объяснил E1.RU Михаил Вяткин. — Проект уже есть, всё сделают наши. Единственная беда может быть связана со строительными материалами.
Наш собеседник выразил недоумение, что Норман Фостер пошел на такой шаг, поскольку британский специалист имеет огромный жизненный опыт. Михаил Вяткин подчеркнул, что архитектура должна оставаться вне политики, при этом Екатеринбург не останется без красивых зданий.
Все зарубежные архитекторы, под именем которых строятся те или иные здания, никогда не занимались строительной документацией, будь то Норман Фостер, Заха Хадид или Эрик ван Эгерат, уточнил E1.RU руководитель архитектурного бюро Archinform, бывший главный архитектор Екатеринбурга Тимур Абдуллаев.
— Даже если бы под эгидой Захи Хадид продолжалась работа над новым залом филармонии, всё равно всю документацию разрабатывали бы местные. По сути, от Zaha Hadid они взяли эскиз, — объяснил Тимур Абдуллаев. — Однако нельзя сказать, что не произошло нечего страшного [с прекращением сотрудничества ее команды с Россией], потому что, с точки зрения архитекторов, неправильно, когда проекты доделывают другие компании. Это не совсем этично. Кроме того, на этапе дальнейшего авторского надзора очень многие решения принимаются лично, и поэтому без контроля проекты могут многое потерять.
При этом наш собеседник предположил, что такая ситуация может привести к тому, что проекты новой филармонии и Музея оружия могут вообще не появиться.
Достраивать филармонию по проекту Zaha Hadid самостоятельно было бы неправильно, потому что авторская архитектура предполагает, что создатели доводят проекты до конца, подчеркнул основатель и директор архитектурного бюро «Гордеев — Демидов» Павел Гордеев.
— Без автора проекта закончить такие здания, как новый зал филармонии или Музей оружия, будет, вероятно, невозможно, — заметил наш собеседник. — Потому что в проектной документации сложных и уникальных зданий невозможно всё предусмотреть. При реализации идеи всегда возникают ситуации, которые решаются на месте: например, какие детали использовать, как материалы друг с другом соединяются, какую фурнитуру применять.
Рабочий проект неразрывно связан с идеей, а ее авторы обычно сопровождают его, чтобы ничего не исказилось в процессе, отметил Павел Гордеев.
— Когда показывали первые эскизы новой филармонии, они всё равно выступали как приблизительные наброски, — заключил директор архитектурного бюро. — А при реализации начинаются авторские правки: какой материл выбрать, какую применить обшивку или технические параметры, будет ли использоваться металл или стекло. Всё это выбирается на месте.
Музей оружия РМК уже существует, но он закрыт для широкой публики. Мы проводили экскурсию по нему для читателей E1.RU. По проекту бюро Нормана Фостера в уральской столице построили штаб-квартиру РМК. Посмотрите видеогид по одному из самых современных офисов в нашем городе.
В начале этого года губернатор Евгений Куйвашев рассказывал, что проектирование нового зала филармонии должны были начать в 2020 году, но из-за коронавируса всё сдвинулось. При этом стоимость одних только проектных работ оценивается в 2 миллиарда, а само строительство — в 15 миллиардов рублей.