Вся без исключения российская экономика за один вечер испытала шок. Котировки крупнейших компаний рухнули — кто на 10%, кто на все 30%. В стороне не остались и застройщики. Президент Гильдии строителей Урала Вячеслав Трапезников в своей колонке объяснил, чем чреваты волевые политические решения.
Ни в коем случае не считаю себя компетентным давать какой-либо комментарий и оценку политическим событиям последнего времени. Однако в целом рынок недвижимости, как и многие другие конкурентные открытые рынки, на подобные стрессовые события реагирует вполне традиционным образом — реализуя тот сценарий, который мы неоднократно наблюдали в 2008-м и в последующие годы при возникновении каких-либо политических рисков.
Первый и главный поведенческий рефлекс любого человека — и рефлекс абсолютно разумный — это, конечно, сохранение сбережений, своих активов и накоплений. В условиях стремительного роста курса валюты и квадратного метра в целом, жилье в городах-миллионниках зачастую неизбежно становится безальтернативным инструментом сохранения семейных накоплений. В силу этого первый ожидаемый эффект — это краткосрочный, двух- или трехмесячный, всплеск спроса на недвижимость. В первую очередь, конечно же, на новостройки.
«Второе последствие — это неизбежный, в связи с увеличением спроса, рост цены»
Девелоперы в условиях рыночной экономики стремятся повысить рентабельность собственной деятельности, и, конечно, цены не драматично, но тем не менее продолжат движение вверх.
И третье последствие, которое для девелоперов уже не так приятно и, по сути, обнулит ожидаемую рентабельность — это раскачивание маховика промышленной и производственной инфляции. Как оказалось, металлурги, машиностроители, энергетики и предприятия строительной индустрии при сочетании соответствующих факторов готовы чрезвычайно быстро наращивать цены, тем самым выравнивая показатели рентабельности у всех участников цепочки стоимости.
Еще одним неизбежным следствием станет волна номинального повышения зарплат в отрасли. Уже сегодня мы конкурируем не только за внимание покупателя, но и за профессиональные кадры. Конечно, высочайшие уровни объема строительного производства, объектов, находящихся в активной стройке, требуют множество и рабочих рук, и офисных сотрудников. Дефицит всех этих категорий мы сегодня испытываем без исключения.
Как я сказал выше, эффект форсированного спроса будет краткосрочным, и, конечно, дальнейшее развитие политических событий определит, сможет ли отрасль продолжить поступательное развитие, которое мы наблюдали последние годы, или же сбудутся негативные прогнозы, связанные с длительным кризисом, стагнация отрасли и реализация худших сценариев, в том числе кредитных рисков.
Позволю себе выразить надежду, что руководством страны будут найдены сбалансированные решения, которые позволят экономике избежать наиболее негативных последствий.
Согласны с автором?
Политические новости всколыхнули экономический рынок. Рубль обрушился, а доллар и евро подскакивали в моменте до 80 и 90 рублей соответственно. Многие россияне на фоне этой шумихи кинулись скупать валюту. Мы объяснили, стоит ли брать ее сейчас.
Ранее мы разбирались, стоит ли сейчас вкладываться в акции и квартиры. Почитайте также материал о том, что делать, если накоплений для покупки недвижимости еще мало, а переводить их в доллары уже поздно.