Группа бизнесменов призвала мэрию Екатеринбурга не изменять градостроительный регламент, который позволяет рядом с их предприятиями построить высотные дома. Конфликт начался с того, что компания экс-чиновника Николая Сметанина попросила распланировать весь квартал в границах улиц Студенческой, Первомайской и переулка Автоматики.
В пресс-службе администрации города E1.RU тогда говорили, что застройщик вышел с предложением освоения площадки с последующей идеей построить там жилье. Он предложил изменить Правила землепользования и застройки и вместо нынешней зоны ПК-1 (размещение объектов производственного назначения. — Прим. ред.), сделать Ц-2 (обслуживание и деловой активности местного значения. — Прим. ред.). Как раз последняя позволяет строить жилье, но запрещает некоторые виды работ.
Сейчас по этому вопросу проводятся общественнее обсуждения. Они начались 21 января и окончатся 25 февраля. Правда, свои предложения можно было внести только до 11 февраля.
Коммерсанты уже обратились в мэрию и к депутатам, чтобы разобраться в ситуации. Против изменений выступили компании «УралРентГрупп», «Торговый центр "Галерея 11"», «Инфотэкс», «ПКТБЛеспром», «Проектсервис», а также около 140 юридических лиц, которые тут арендуют помещения и участки.
— Наша собственность — земельные участки, здания и сооружения — находятся в границах улиц Студенческой, Первомайской и переулка Автоматики, — говорится в обращении к депутату гордумы Константину Киселеву. — Этот участок исторически относится к территориям промышленного назначения, рядом с нами находятся ветка железной дороги, завод «Умекон», Уральский электромеханический завод. В соответствии с промышленным назначением квартала мы и ведем свою основную деятельность и развиваем свои предприятия. Однако соседний с нами участок купил господин Николай Сметанин, и он же предложил комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Екатеринбурга. И это несмотря на то что земля Николая Сметанина никакими границами не соприкасается с улицами Первомайской и Студенческой.
Бизнесмены выразили недоумение: из каких соображений необходимы изменения, которые ухудшают условия их работы?
— Я понимаю, что каждый собственник на своем участке делает всё, что хочет, — рассказал E1.RU учредитель «УралРентГрупп» Алексей Мешорер. — И я понимаю, почему Сметанин купил землю в промзоне. Она гораздо дешевле, чем та, где можно беспрепятственно строить жилье. Но почему он решил менять назначение всего квартала, а не только своего участка? Есть предположение, что за этим последовала бы точечная застройка, а это плохо, зато поквартальная застройка — это хорошо. И сейчас, по моему мнению, он использует все инструменты, чтобы добиться своего, ведь стройкой в мэрии он занимался на протяжении восьми лет.
Коммерсант добавил, что не понимает, почему необходимо изменять назначение его земли и соседних участков, если никто не собирается выкупать его территорию.
— По закону Сметанин не делает ничего того, за что его можно было бы привлечь к ответственности, — подчеркнул наш собеседник. — Государство дает каждому право на разработку проекта квартала и изменение назначения земли. Но ведь мэрия может трезво оценить предложения, которые им поступают, и либо принимать их, либо отказывать сразу. У меня вопрос к администрации города: зачем здесь нужно жилье? Зачем вообще рассматривать такой проект?
Алексей Мешорер указал, что по планам здесь хотели построить два здания по 30 этажей, но уже имеющиеся дороги не справляются с нынешним потоком транспорта. Например, переулок Автоматики — постоянно в пробках, парковочных мест не хватает, а с возведением жилья и вовсе наступит коллапс.
— На улице Первомайской много двухэтажных бараков, которые можно снести и уже на их месте строить современное жилье, — уточнил бизнесмен. — Но такого варианта никто не рассматривает, как и не обращает внимание на огромный недострой на соседнем перекрестке. Разве это не портит внешний вид города? Почему Сметанин не обратит на него внимание?
Коммерсант уже написал письмо в администрацию города, где ему в ответ сообщили, что регламент зоны Ц-2 допускает работу объектов, которые сейчас есть в квартале.
— Установление территориальной зоны Ц-2 не влечет произвольного строительства и прекращения прав на земельные участки и объекты, — пояснили в мэрии. — Любое возведение может осуществляться по инициативе правообладателей участка при условии соблюдения строительных, санитарно-эпидемиологических, противопожарных, экологических и иных требований на основании разрешительной документации.
Бизнесмен поделился, что сейчас у него 100% заполняемость по арендаторам, но опасается, что смена зон повлияет на работу, ведь новые коммерсанты не смогут прийти и делать всё, что им нужно. По его словам, сегодня территория, например, позволяет строить турбины, а с переводом ее в зону Ц-2 этого делать уже по закону нельзя.
— У нас и так очень тяжелая экономически ситуация, арендаторов искать непросто: их нужно заманивать, показывать, что всё красиво и у них тут есть все условия, — подчеркнул Алексей Мешорер. — И у нас не центр города, уровень арендаторов соответствующий — это небогатые организации. Сейчас их у меня около 150 юридических лиц. В каждой фирме — по четыре-пять человек. Кому станет лучше, если они уйдут? Неужели, кроме жилья, вообще никому ничего не интересно?
По мнению нашего собеседника, единственное, чем сюда можно заманить людей, — это покупать квартиры, если дома всё же построят. При этом вокруг будут заводы, промзона, узкие проезды и железная дорога.
В разговоре с E1.RU Николай Сметанин сказал, что занимается только своим участком и только в отношении его подавал предложение в комиссию по подготовке правил землепользования и застройки.
— Я занимаюсь только своим участком, владельцы соседних сами вольны распоряжаться своими территориями, — подчеркнул экс-чиновник. — Я заявлял на комиссию только свой участок, и она будет рассматривать только мою территорию, которую совместно с инвестором мы планируем развивать. Я не претендую на развитие всего города.
Наш собеседник уточнил, что находится в диалоге с коммерсантами квартала.
— Я встречался с ними, все всё прекрасно понимают, — добавил он. — Но есть те, кто пользуется ситуацией и кто пытается набить себе цену. С другой стороны, я не понимаю, зачем кто-то лезет в мои интересы.
В свою очередь вице-мэр Рустам Галямов предложил дождаться окончания общественных обсуждений.
Николай Сметанин работал в мэрии с 2010 года и написал заявление об увольнении в сентябре 2019 года. Последние семь лет он отвечал за главные городские стройки. Прочитайте интервью с экс-чиновником. Он рассказал, что успел сделать за эти годы, о своих провалах и успехах, а также о том, что ждет город дальше.