Жители квартала на ВИЗе, чьи дома попадают под расселение ради расширения улицы Татищева, поделились на несколько лагерей. Одни, очевидно, не хотят оставлять родных стен, для них тут всё знакомо. Другие (и это неожиданно) рвутся продать свои квадратные метры и уехать подальше, потому что жить тут невозможно. Есть и еще один лагерь — тех, кого снос не затронет, и они сильно завидуют тем, кто вскоре переедет.
Под ковш экскаватора могут пустить половину пятиэтажки (Заводская, 30), трехэтажную сталинку (Заводская, 15а/7), несколько двухэтажек (Заводская, 15а, корпуса № 1 и № 6) и частный сектор (дома на Татищева № 69, 65, 63 и 67а). Мэрия обещает выкупить и изъять у собственников жилье с землей, а с теми, кто не согласится, встретятся в суде.
Как следует из постановления, которое подписал мэр Алексей Орлов, всего администрация планирует изъять 4158 квадратных метров жилья в нескольких домах. Полный список жилья под изъятие можно посмотреть по ссылке.
Местные жители рассказали E1.RU, что слухи о сносе как минимум дома № 30 на Заводской ходили давно — еще со времен, когда стало известно, что в Екатеринбурге пройдут игры чемпионата мира по футболу. Есть и другое мнение: этот дом сильно выделяется на фоне остальных, поскольку «выпирает» за пределы створок улиц. Для этого достаточно сравнить расстояние между многоэтажками вдоль улицы Татищева или взглянуть на квартал с высоты птичьего полета.
— Мы долго ждали этого сноса, — рассказала Ольга из второго подъезда дома на Заводской, 30. — Слухи о сносе ходили еще со времен чемпионата мира по футболу, а мы устали ждать и сейчас уже начали делать ремонт. Мы много денег вложили в обновление жилья, и сейчас если снесут, будет очень обидно. Не хотелось бы, чтобы всё впустую пошло.
Но если дадут новое добротное жилье, люди готовы переезжать, пояснил Сергей Николаевич, еще один жилец из второго подъезда.
— Я здесь 15 лет прожил, — уточнил пенсионер. — Это, конечно, не родной дом, но если дадут что-то хорошее, почему и нет? Но мне здесь удобно: вышел, сразу на трамвай сел, доехал до работы. Но к нам пока никто не приходил, ничего не предлагал. Мне кажется, здесь все согласны. Половина людей тут и не живут, просто сдают квартиры.
Еще одна пенсионерка Надежда, уже из третьего подъезда, добавила, что слухи о сносе ходят уже лет 20.
— Вы посмотрите, как дома все остальные построены, — говорит горожанка. — Они ведь стоят с учетом расширения улицы Татищева. Вот, например, дом № 77 строился, когда я замуж выходила в 23 года. Для меня всё это не было секретом. Я в этом доме всю жизнь провела, мне было четыре месяца, когда меня сюда привезли, и сейчас куда-то уезжать несподручно.
Екатеринбурженка опасается, что при выкупе квартир людей могут обмануть, ведь неизвестно, какое жилье взамен предложат или сколько денег дадут. К ним из мэрии никто не приходил и ничего не предлагал.
— Мое мнение: уезжать отсюда неохота, но дом всё равно снесут, хочешь или не хочешь, — подчеркнула наша собеседница. — Дорога здесь всё равно нужна, ее точно будут делать. Я, естественно, стану отстаивать свои интересы. У нас здесь остановка рядом, больница, магазины, дом кирпичный и теплый, мы запитаны от котельной [ВИЗовского] завода. Минус, конечно, трамваи: когда вагоны проезжают, всё в доме трясется.
На улице мы встретили пенсионерку Марию, которая проживает в четвертом подъезде. Она довольно резко высказалась о состоянии дома.
— Мы-то думали, что весь дом будут убирать! — предположила пожилая горожанка. — Дому-то сколько лет, с 1960 года стоит, и он ни разу не был на капитальном ремонте! Вы посмотрите, он страшнее войны! Я очень жалею, что наш подъезд не будут трогать, очень жалею. Люди согласны на снос и очень давно ждут, кода их отсюда выселят, потому что эта дорога [улица Татищева и трамвайная линия] так надоела всем! Да и управляющая компания плохо работает.
Пенсионерка объяснила, что дом на Заводской, 30 — «самстроевский», то есть жилье строили работники завода сами для себя. Изначально у него появились первые четыре подъезда, те, что ближе к улице Ключевской, затем достроили еще три подъезда. Шов на стене можно заметить невооруженным взглядом.
— У нас город кто основал? — возмутилась пенсионерка. — Татищев! А это какая улица?
«Татищев основал город! Уже 300 лет не могут навести порядок и дорогу в его честь построить нормальную»
Мы устали от этого убожества, мы устали слушать маты этих футболистов [указывает на спортивную площадку и заставленный машинами двор], — жалуется женщина.
А вот в квартале двухэтажек жители ВИЗа, похоже, смирились с перспективой сноса, но не теряют надежды получить взамен хорошее жилье.
— Я здесь 70 лет живу, с тех пор, как эти дома построили, — окинул рукой соседние дома пенсионер, живущий в квартале двухэтажек на Заводской. — Мы сюда семьей переехали, когда мне было пять лет, а в этом году мне будет 76 лет. Но главный вопрос: куда нас переселят, какие деньги будут давать, когда это всё будет? Если я здесь столько прожил, так мне здесь [на ВИЗе] и предоставьте квартиру.
Наш собеседник опасается, что если за квартиры предложат по 2–2,5 миллиона рублей, то купить достойное жилье они смогут только в удаленных районах. Но у многих местных жителей, признался он, здесь есть приватизированная земля, а весь двор, по его оценкам, стоит 80 миллионов рублей.
— Насколько я знаю, 60–70% местных жителей не хотят уезжать, — объяснил пенсионер. — Где вы найдете такой дружный двор? Меня тут все знают, а вдруг забросят на Широкую Речку, и что я там делать буду? Да еще и на 12-й этаж? А у меня ноги больные. Здесь я вышел, поговорил с соседями, а там, что, на балкон? И ждать, когда смерть придет с косой?
Зачем расширять улицу Татищева, наш собеседник тоже не знает. По его мнению, если властям нужно ездить в новое здание правительства в новом районе ВИЗ-Правобережный (об этом говорил губернатор Евгений Куйвашев), то для этого есть улица Крауля. Кроме того, можно переделать улицу Рабочих.
— Я здесь с октября 1980 года, — рассказал Владимир, проживающий в квартале двухэтажек. — Раньше мы жили на Токарей, а потом разменяли жилье и приехали сюда. Честно говоря, неохота уезжать. У нас каждый доволен жизнью тут, да мы и привыкли к этому двору. Почти у каждого есть небольшой палисадник, можно летом выйти и пожарить шашлыки. Здесь всё есть, свои парковочные места, всё удобно, всё рядом. Все эти дома теплые, добротные, им три года назад сделали капитальный ремонт, поставили новые трубы. Люди из соседних домов, когда летом проходят, радуются красоте, здесь всё цветет.
Наш собеседник уточнил, что у него муниципальное жилье, поэтому он не сильно переживает — в отличие от других, которым предстоит продавать свои квартиры.
— Ну сколько за жилье тут можно получить? Несколько лет назад одна бабушка продавала квартиру за 2,2 миллиона рублей, а купили в итоге за 1,9 миллиона, — уточнил Владимир. — Однако у местных здесь есть приватизированная земля, например у жителей седьмого корпуса (дом № 15а/17 на улице Заводской. — Прим. ред.). У каждого есть листок, где указана земля, за нее что-то тоже дадут.
Другой житель квартала двухэтажек Василий также опасается, что за квартиры могут мало заплатить. Но если местным предложат переехать, например, в Академический район, то он готов — правда, по причине, что у него там живет дочь.
— Не хочется куда-то далеко из центра уезжать, например, на Широкую Речку, — уточнил Василий. — Какое жилье мы сможем взять за те деньги, которые нам предложат за наши квартиры? Предложат в районе двух миллионов? У нас трехкомнатная квартира, а в других районах на эти деньги только однокомнатную купишь. Предложили хотя бы равноценное, пусть это будет трехкомнатная, но поменьше, то пускай.
Пока вопрос со сносом жилых домов остается в подвешенном состоянии, предлагаем вам посмотреть на квартал глазами пассажиров самолетов — коптер снял эти здания с высоты.
О расширении улицы Татищева ранее говорил начальник Департамента архитектуры Екатеринбурга Алексей Храмов. По его словам, первый этап работ затронет участок от улицы Красноуральской до улицы Викулова и потребует изъятия для муниципальных нужд земельных участков, а также объектов недвижимого имущества.
Подробно о том, какие дома с конкретными адресами квартир будут выкупать, можно почитать здесь.