Седьмой кассационный суд отказался менять документ 20-летней давности, по которому екатеринбурженку Ирину Кривенко заставляют восстановить дом, признанный памятником. Женщина владела зданием на протяжении 27 лет, и никаких претензий к ней не было, а теперь ее вынуждают вернуть фасад второй половины XIX века. Как это сделать, если в архивах ничего не сохранилось, остается большим вопросом.
Речь идет о доме на 8 Марта, 23. Сейчас там находится гриль-бар «50 костей». Ирина Кривенко пыталась оспорить решение свердловской госохраны памятников о восстановлении строения в его изначальном виде, но проиграла управлению три суда подряд. Единственный способ вернуть всё на свои места — оспорить документ, по которому этот дом признали памятником.
Сейчас защита Ирины Кривенко готовит жалобу в Верховный суд России.
— Мы готовим жалобу в Москву в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда, — рассказал E1.RU адвокат Сергей Панасенко. — Мы полагаем, что Седьмой кассационный суд просто не вник в суть вопроса, не разобрался. На наш взгляд, нет доказательств, подтверждающих историческую ценность здания на момент его включения в перечень памятников. Мы уверены, что вышестоящая инстанция должна обратить на это внимание.
Современная история этого небольшого здания началась 17 декабря 1992 года, когда Ирина Кривенко купила у мэрии помещение в нем. В то время физический износ дома составлял 71%, а по общему облику судить о времени его строительства и первоначальном виде было нельзя.
С момента покупки здания в него провели водопровод, электричество, теплоснабжение, полностью перестроили фундамент, заменили полы, потолки и внутренние стены. Более того, Ирина Кривенко отметила, что никаких действий, связанных с охраной здания, областными или городскими властями не проводилось. Никаких проектов, чертежей, описаний, фотографий исходного вида этого здания екатеринбурженка не нашла, и никаких обязательств по охране объекта она не подписывала.
Однако власти включили ее здание в комплекс усадьбы Николая Федоровича Сырейщикова, который построили во второй половине XIX века. Помимо дома в перечень памятников вошел объект под названием «Две лавки». И дом № 23в на улице 8 Марта причисляют к этому объекту.
Николай Федорович Сырейщиков был екатеринбургским мещанином. Во второй половине XIX века среди его имущества появилась усадьба на Уктусской улице (ныне улица 8 Марта). В ее состав входили полукаменный оштукатуренный дом, службы, баня и крупчаточная лавка. После революции 1917 года постройки усадьбы использовались под коммунальное жилье. В 1986 году главное здание усадьбы сделали нежилым и передали его Управлению бытового обслуживания. В нем расположилась мастерская электронных часов.
Полностью историю конфликта екатеринбурженки и областных властей читайте в этом материале.