Недвижимость мнение «У нас таких до чертовой матери». Бывший главный архитектор области — о сносе исторического здания на ВИЗе

«У нас таких до чертовой матери». Бывший главный архитектор области — о сносе исторического здания на ВИЗе

Григорий Мазаев объяснил, почему не стоит сохранять каждый красивый дом в Екатеринбурге

По мнению Григория Мазаева, законсервировать всю историческую застройку невозможно, город должен развиваться
Источник:


После сноса
прямо в День города исторического здания на Мельникова, 14 жители Екатеринбурга направили открытое письмо мэру Алексею Орлову и губернатору Евгению Куйвашеву. Они попросили публично разобраться в ситуации с демонтажем дома. Более того, горожане предложили создать стратегию сохранения исторического наследия.

E1.RU обратился к бывшему главному архитектору Свердловской области Григорию Мазаеву с вопросом, действительно нужно было сохранять это здание и стоит ли бороться за историческое наследие уральской столицы.

Мы не можем сохранять абсолютно всё, красивых домиков в Екатеринбурге до чертовой матери, неужели сейчас каждый сохранять? Но тогда у нас не будет нового города. Существуют государственные органы охраны памятников, с ними нужно работать. Ну не может общественность создавать какие-то альтернативные программы и структуры. Потому что иначе это будет антигосударственная деятельность.

Активные горожане — это хорошо, но оценивать дом, является ли он памятником или нет и что с ним делать, должны специалисты, профессионалы своего дела: искусствоведы, архитекторы, историки.

На моей памяти примерно каждые 12–15 лет возникает волна. Кто-то начинает кричать, зарабатывает имидж, потом уходит туда, куда ему нужно, а после всё затихает. И так до следующего этапа, когда очередной молодой и энергичный человек не начинает поднимать волну. И на чем проще всего поднять шум? Первое — это экология, второе — памятники. Это две темы, которые работают безотказно.

Тот же конструктивистский ПРОМЭКТ в 1920-е годы строили из чего попало: из низкокачественного кирпича, который разваливается в руках, в зданиях были деревянные перекрытия. Такие [разрушающиеся] дома нельзя оставлять, они опасны для жизни. Когда начали сносить, там стена целиком рухнула на тротуар. А ведь она могла свалиться сама по себе. Выход из всей этой ситуации — верить специалистам. Люди же верят врачам.

У меня был случай. В Пионерском поселке, в одном из дворов, который был заставлен машинами, решили построить подземный гараж. Что там началось! Женщины, которые сидели около подъездов, кричали, вставали под бульдозеры, говорили: «Не дадим!». Но парковку построили, привели всё в порядок, посадили зелень, сделали детские площадки и уголки отдыха. Прошло полтора-два года, проезжал мимо, решил заехать. Местные ко мне обращаются: «А мы вас помним! Вы тут с гаражом были. А сейчас тут очень хорошо стало: машин под окнами нет, газов нет, дети играют, нам есть где посидеть. Спасибо, что это всё тут построили. Мы были не правы».

«Любое изменение сложившегося порядка вызывает негативный процесс. При этом никто не спорит с тем, что нужно сохранять исторические здания»


Тот же «Городок чекистов» разваливается. Но это федеральный памятник, поэтому только федерация может выделить на него деньги. Мы из Екатеринбурга или области не можем в чужую собственность вкладывать деньги. Его ремонт означает, что людей, которые там живут, нужно выселить, им нужно дать жилье, а их там довольно много. Поэтому вопрос реконструкции такого масштаба — миллиардный.

Но у нас есть другие примеры сохранения и восстановления памятников. Например, реконструкция «Дома Севастьянова». Мы провели огромную работу, отреставрировали в нем всё. Вскрывали то, что было заколочено. В итоге получилось очень хорошо. Мелкие памятники у нас тоже восстанавливают — например, перед зданием Сбербанка на улице Розы Люксембург, 50. Дом отреставрировали и привели в порядок. Такая же ситуация на ВИЗ-бульваре.

Для сравнения: я был в городе Гороховце. Это маленький, чудный городишко на берегу Клязьмы. Там сохранился исторический центр, с домами и монастырями XVII века. Ничего нового там не строят. Думаете, там спасены эти памятники? Они все разваливаются.

Я сам родился в Свердловске, тогда в нем было 465 тысяч человек населения, а сейчас — 1,465 млн. И этому миллиону надо где-то жить, нужно детей в школу водить, в детские сады, нужны больницы и магазины. А где их строить?

«Неужели нужно законсервировать старый Екатеринбург в границах 1823 года по проекту Вильяма Гесте и оставить его на вымирание?»

А строить новый город — уйти в Солнечный?

Да, уходит одноэтажная застройка. Я помню город совсем другим, с деревянными избушками, весь проспект Ленина был в них. Но если игнорируешь новую жизнь, то никакой памятник не восстановишь и никак его не сохранишь. Он раньше или позже скончается в страшных муках.

Согласны с автором?

Да
Нет

Старинный дом № 14 на Мельникова снесли прямо в День города. По словам экспертов, это один из последних ценных исторических объектов ВИЗа начала XX века.

Месяц назад в мэрии Екатеринбурга говорили, что конкретных планов по поводу этого дома пока нет. После демонтажными работами заинтересовалась прокуратура.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
258
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Чувствую себя здесь гораздо свободнее». Студентка с Урала начала новую жизнь в Чехии
Арина Краснопевцева
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления