Жительница Екатеринбурга Алла Петрова (имя изменено по просьбе героини) спорит с дочерней компанией «Газпрома» за то, чтобы построить дом на собственном участке. Земля в поселке Малобрусянском Белоярского городского округа досталась женщине в наследство от бабушки. Вместе с ней правду ищут еще несколько семей, а всего в охранную зону попадает примерно 30 участков.
— В свое время это был земельный пай, выдавали его тем, кто работал в совхозе, шесть гектаров. Кто-то возделывал там землю, кто-то оформил разрешения на строительство дачных домиков, — рассказала Алла. — Мне земля досталась после смерти бабушки, я перевела участок в категорию под дачное строительство.
До сих пор земля была покрыта лесом, но недавно Алла и ее будущие соседи решили построить там дачи. Некоторые даже успели возвести дом или получить разрешение на строительство. Но в этом году оказалось, что строить новые дома там незаконно.
— Мы обратились в администрацию Белоярского района с уведомлением о строительстве. По идее, могли просто построить и потом зарегистрировать дом, воспользовавшись законом о «дачной амнистии», но решили сразу делать всё по закону, — рассказала Алла.
В администрации попросили согласовать работы с компанией «Газпром трансгаз Екатеринбург», так как поблизости от участков проложен магистральный газопровод. Собственники земли были спокойны, потому что давно провели необходимые замеры и были уверены: их территория не попадает в охранную зону газопровода, в которой запрещено строительство.
— 9 лет назад у «Газпрома» были получены разрешающие документы на сокращение охранной зоны газопровода с 200 до 100 метров. После получения этих документов из большого участка сельхозназначения на 6 гектаров, собственники разделили участки на 10 соток и перевели их в вид разрешенного использования для дачного строительства, — рассказала Алла.
Однако спустя 10 лет в компании пересмотрели позицию. Сейчас там утверждают, что охранная зона составляет 200 метров, и строить дома там нельзя.
— Администрация Белоярского городского округа объявила об ограничениях на строительство. В документах Росреестра ни о каких ограничениях речи не идет. А вот «Газпром» пересмотрел собственное решение, и теперь нам пытаются запретить строительство, — уверила собственница участка.
По ее словам, «Газпром» инициировал встречу с администрацией городского округа и жителями, хотя их официально об этом не уведомили. Они узнали про встречу случайно и явились на свои участки, когда там уже были представители компании.
— На земле состоялась бурная дискуссия, переход на личности. Нас обвинили, что земля переведена незаконно, разрешения и акты не имеют значения. Мы потребовали официальный отказ в разрешении на строительство, — рассказала Алла.
Встреча состоялась в начале лета, но договориться не получается до сих пор. В компании «Газпром трансгаз Екатеринбург» говорят, что строительство в двухсотметровой зоне от газопровода незаконно, и не берут в расчет разрешения, которые компания выдала ранее.
— Утверждение о том, что зона минимальных расстояний ранее составляла 100 метров и в дальнейшем была увеличена до 200 метров, не соответствует действительности, поскольку действующим законодательством механизм изменения зоны минимальных расстояний в сторону увеличения не предусмотрен, — пояснили E1.RU в компании.
В компании отметили, что в администрации Белоярского городского округа с 1985 года знают о прохождении трубопровода по этой территории, однако органы местного самоуправления всё равно выделили земельный участок.
— Перевод этой земли в категорию для дачного строительства — грубейшее нарушение Земельного кодекса, по которому земли сельхозназначения возле сельских поселений можно использовать только для посадок, — рассказали E1.RU в пресс-службе «Газпром трансгаз Екатеринбург».
В компании также рассказали, что после встречи с чиновниками из администрации Белоярского городского округа и владельцами земельных участков договорились о проверке действий чиновников, которые согласовали смену категории земель.
Главный архитектор Белоярского городского округа Алексей Широкалов рассказал, что муниципалитет не может дать разрешение на строительство, так как это действительно охранная зона газопровода.
— Несколько лет назад «Газпром» поставил эту охранную зону на кадастровый учет, затем она была снята с кадастрового учета, и недавно «Газпром» через суд, с их слов, охранную зону восстановил, — рассказал Широкалов. — На ее территории находится половина участков, некоторые там уже начали строиться или построили дома. Но они их не могут зарегистрировать, потому что мы не давали разрешения на строительство. Росреестр им отказывает в «дачной амнистии», потому что недвижимость в охранной зоне, и она требует согласования.
По словам архитектора, девять лет назад «Газпром» прислал письмо собственникам, в котором указал, что зона минимальных расстояний составляет 100 метров. Однако сейчас на кадастровом учете установлена зона 200 метров в каждую сторону.
— По инициативе «Газпрома» мы встречались с ними. Они не смогли ничего пояснить по поводу этого письма, — сказал Широкалов, — Люди оказались в патовой ситуации. На момент образования участков они не попадали в охранную зону, а сейчас попадают. Как разрешить ситуацию? Мы будем встречаться с представителями «Газпрома» и думать, что делать, — сказал Широкалов.
Земельный вопрос для жителей Свердловской области не менее актуален, чем квартирный. Недавно мы рассказывали, как из-за Минобороны трем тысячам свердловчан запретили строить дома в том же Белоярском районе. Сейчас застройщик судится с Министерством обороны.
В 2020 году из-за пандемии горожане начали скупать дачи. Мы рассказывали, как стать владельцем участка под Екатеринбургом.