— Мы должны заплатить пять миллионов только за то, что посмели помечтать построить небольшой домик на шести сотках и пожить там на старости лет, — сокрушается пенсионерка из Екатеринбурга Юлия Шиловских. — Таких денег у нас нет, и поэтому приставы у нас отберут всё, оставив только хрущевку с пустыми стенами, а потом будут вычитать 50% из зарплаты и пенсии до самой смерти. Мое родное государство пытается утопить нас в нищете.
Из-за неопределенностей в законе о госрегистрации недвижимости семью пенсионеров вгоняют в огромные долги. В спорах с чиновниками прошло уже пять с половиной лет, и осталась единственная надежда — на Верховный суд РФ. Если он не встанет на сторону екатеринбуржцев, то никто и ничто им уже не поможет.
История Юлии Шиловских и ее супруга началась в 2015 году, когда женщина узнала, что неразграниченный участок на шесть соток в поселке Шувакиш можно приватизировать через «дачную амнистию». Рядом у них уже были в собственности десять соток, а эти, соседние, пустовали. Но просто так докупить их было нельзя.
— Сначала по закону нужно было взять землю в аренду у МУГИСО (министерства по управлению госимуществом Свердловской области. — Прим. ред.), а затем выкупить ее на аукционе и уже после оформить в собственность, — рассказывает пенсионерка. — Мы так и сделали. Торги за участок прошли 22 декабря 2015 года.
Юлии Шиловских не повезло. В аукционе участвовали четыре человека, которые взвинтили стоимость лота со 114 тысяч до 1,5 миллиона рублей. Именно такая огромная для женщины сумма была указана в договоре аренды за год. Но был способ не платить так много. К дате подписания бумаг у екатеринбуржцев уже была наготове бригада строителей, чтобы возводить дом.
Его соорудили из СИП-панелей по канадской технологии. Чтобы дом признали жилым, в нем должны были быть свет и тепло, вода могла быть привозной, а удобства можно было разместить на улице. К этому времени женщина выплатила около 415 тысяч рублей аренды и в течение ста дней после выигранных торгов зарегистрировала в Росреестре здание как жилой дом. Также она выкупила землю у МУГИСО, взяв ее в собственность за 7 тысяч рублей (1,5% от кадастровой стоимости).
Жилой нежилой дом
Однако у мэрии Екатеринбурга сложилось другое мнение. Почему же в ситуацию вмешалась городская администрация? Все дело в том, что земельный и архитектурный надзор с 2013 по 2019 год осуществляла мэрия, как и сбор арендных платежей, хотя участками Екатеринбурга распоряжался регион. Поэтому 4 мая 2017 года наши герои получили первое уведомление о судебном иске. При этом оно пришло спустя длительное время после обследований самого жилья. И по мнению чиновников, их дом являлся нежилым, а значит, «дачная амнистия» не прошла.
— По результатам строительно-технической экспертизы суд установил, что на момент выкупа земельного участка возведение жилого дома завершено не было, — объяснили в мэрии. — Земельное законодательство не предусматривает возможность приобретения в собственность участков под строящимися объектами, соответственно, такая сделка купли-продажи ничтожна.
Пенсионерка уточнила, что всего сделали три экспертизы. Первые две из них говорили, что строение капитальное, а дом жилой. Но чиновница, представлявшая интересы мэрии в суде, настояла на третьей, которая и признала дом нежилым.
Шиловских призналась, что была наивна и не волновалась во время самого первого суда, считая, что она выполнила все требования и придраться просто не к чему.
«Первый суд встал на нашу сторону, а все остальные оказались против нас»
После первого проигранного судебного заседания, мэрия подала апелляцию. Ее удовлетворили и аннулировали договор Шиловских с МУГИСО, вернув ситуацию в формат аренды. Екатеринбурженка теперь снова должна платить по 1,5 миллиона рублей в год за пользование шестью сотками.
Прикрытая схема
По мнению мэрии, конфликт строится вокруг мошеннической схемы так называемых передвижных домов, которую уже прикрыл земельный комитет Екатеринбурга.
— Схема простая: на специальных аукционах граждане брали в аренду земельный участок для строительства жилья. Причем бились за хорошие участки по-настоящему, поднимая цену до максимальных значений. Спустя считаные недели на участке появлялся «жилой дом», который позволял выкупить его по льготной цене. Специально обученные кадастровые инженеры жилой дом регистрировали, затем оформлялись документы на землю, а дом практически сразу исчезал и появлялся на другом участке, также взятом в аренду, — объяснили E1.RU в городской администрации. — После этого территории перепродавались по реальной цене. За счет этого наносился ущерб муниципалитету.
Шиловских в свою очередь заверяет, что участок был выкуплен по одинаковой для всех схеме, которую установило МУГИСО. Каждый, кто выигрывал аукцион, брал участок в аренду, на участке строил дом и регистрировал его в Росреестре на основе техплана, составленного кадастровыми инженерами. Никаких дополнительных требований к параметрам дома государство на тот момент не предъявляло. Далее участок выкупался в собственность за 1,5% от кадастровой стоимости и договор аренды земельного участка расторгался.
Чтобы выявить эту схему, земельный комитет провел целое расследование. Оказалось, что некоторые дома были без фундаментов и каких-либо коммуникаций. Фактически стояли стены, крыша и двери с окнами, с минимальной площадью и без благоустройства. Их легко было поднимать краном и перевозить на эвакуаторе в другое место, добавили в мэрии.
Участок Шиловских был выкуплен по такой же схеме, уверены в администрации. Чтобы пресечь «спекуляции», земельный комитет сделку екатеринбурженки оспорил, вернул территорию и арендные отношения, а затем женщине предъявили требование внести арендные платежи за весь срок пользования землей с 4 апреля 2016 по 1 апреля 2019 года.
— Но мой дом был построен на 16 сваях и весил около 12 тонн, — объясняет пенсионерка. — Он имел замкнутый тепловой контур, крышу, окна, двери, пол, потолок и все перекрытия, обогревался он электрическими конвекторами и имел освещение. Электричество взяли со щитка со стороны Первого проезда, протянули кабель через свой же участок. Использовали его сначала при строительстве, а потом для отопления и освещения.
Юлия уточнила, что лицевой счет на электричество открыли еще в сентябре 2015 года, задолго до начала строительства.
— Построенный дом никуда не переносили и переносить не собирались, более того — за последние два года там появилась пристройка, мы расширили веранду. Все понимали, что с нашим домом все в порядке. Но, чтобы не признавать свою ошибку, или еще по какой причине чиновница на суде, глядя мне в глаза, доказывала, что я являюсь мошенницей и пытаюсь обмануть государство, — говорит пенсионерка.
Ложная вера
— Сотрудники комитета незаконно, не предупредив нас, приходили на наш участок и видели, какая там стройка, фотографировали помещения через окно, — говорит Юлия. — И там можно было установить, что электроснабжение есть, висят обогреватели. Как не признать здание жилым? Более того, строители же чем-то пользовались во время возведения здания, а значит, электроснабжение на участке было, а в судах сотрудники администрации уверяли, что оно отсутствовало.
Шиловских пыталась признать дом жилым через суд, но это у нее не получилось. В декабре 2018 года решили обратиться напрямую к Александру Высокинскому, на тот момент мэру Екатеринбурга.
— 13 декабря мы пришли к нему. Он очень удивился нашей ситуации, после чего вошел в положение и решил помочь, — пояснила женщина. — 1 марта 2019 года нам вновь позволили зарегистрировать здание как жилой дом (предыдущую регистрацию снял суд).
«В разговоре Высокинский заверил, что поможет решить вопрос с задолженностью перед мэрией. Сумма к тому моменту составила 4,9 миллиона рублей»
Супруги Шиловских решили ждать, и 1 апреля 2019 года им все же удалось выкупить участок за 1,5% от его кадастровой стоимости, а после зарегистрировать. Екатеринбуржцы искренне считали, что их мытарства закончены и можно вернуться к мечте о собственном домике на пенсии.
Затем грянула пандемия, и 26 марта 2020 года наши герои получили очередное исковое заявление о взыскании платы за аренду и неустойки — все вместе это уже составляло 8,4 миллиона рублей.
Многомиллионные долги под старость
Земельный комитет все же решил взыскать деньги за аренду (с 2015 по 2019 год) и пени (со 2 декабря 2016 по 1 декабря 2019 года) из-за того, что все платежи в этот период оказались просрочены.
— Ленинский районный суд 10 августа 2020 года удовлетворил иск частично: взыскал арендную плату в сумме 4,49 миллиона рублей и пени (с учетом апелляции) в сумме 410 тысяч рублей. Седьмой кассационный суд 9 марта 2021 года оставил судебные акты в силе, — подчеркнули в администрации Екатеринбурга.
Шиловских все же верила в справедливость и в то, что участок она приобрела законно, не участвуя ни в какой спекулятивной схеме. В многочисленных судебных спорах женщина пыталась доказать это, но безрезультатно.
— В связи с неисполнением решения суда земельным комитетом подан иск о взыскании пеней на сумму задолженности, взысканную судом, в размере 2,162 миллиона рублей. Решением Ленинского районного суда от 11 июня 2021 года взысканы пени в размере 400 тысяч рублей, — заключили в мэрии.
Юлия Шиловских хотела бы перестать работать, но с учетом того, что с ее зарплаты и пенсии списывают 50%, денег у женщины хватает только на юристов.
«За последние пять с половиной лет мэрия косвенно нанесла мне ущерб, превышающий миллион рублей. Деньги ушли на экспертизы и услуги юристов»
— А мэрия еще пытается взыскать 5 миллионов рублей и постоянно увеличивает эту сумму, подавая новые иски, загоняя тем самым ситуацию все дальше в тупик, — говорит она. — Хотелось бы, чтобы Алексей Орлов дал оценку действиям сотрудников земельного комитета и предложил решение проблемы, учитывая, что однажды суд уже признал действия чиновников недобросовестными.
Последняя надежда
Все суды России отказали екатеринбуржцам и встали на сторону администрации города. ЕСПЧ им тоже ничем не помог: там имущественными спорами не занимаются.
Юрист Тарас Телегин, защищающий Шиловских, объяснил, что закон позволял в упрощенном порядке зарегистрировать построенное жилье на земельном участке, переданном в аренду. Потом в связи с тем, что на территории находится жилой дом, можно было выкупить землю по льготной цене.
— Многие спекулянты злоупотребляли такой схемой. Они строили хлипкие домики и даже не пытались там жить, просто регистрировали и перепродавали, — объяснил E1.RU юрист. — Естественно, из-за этого администрация возмущалась. Но нужно делать разграничение. Там обманщики, а тут люди, которые реально построили для себя жилье.
«Здесь нужно проводить грань исходя из здравого смысла и с позиций социальной справедливости. Но этого не случилось, всех постригли под одну гребенку»
Юлия Павловна попала в черный список, уточнил юрист. По его словам, мэрия изначально могла выдать предписание об устранении нарушений, а вместо этого подала иск в суд и стала оспаривать собственность.
Недавно Юлия Шиловских подала кассационную жалобу в Верховный суд РФ, но ее отклонили. У пенсионерки осталась последняя надежда — обращение к председателю Верховного суда, и пока он не ответил, женщина ждет чуда и положительного результата.
Почитайте также о том, как пенсионерку из Верхней Пышмы выгоняют на улицу за кредит, на выплату которого нужно 833 года. Мы писали, что многодетную семью из Екатеринбурга выгоняли на улицу за долг в 40 тысяч рублей. А у бухгалтера из Екатеринбурга отбирали квартиру через суд после того, как ее обманом втянули в биржевые игры.