В скором времени бывшая золотосплавочная лаборатория на Первомайской, 1 ощетинится забором. В квартале, где стоит памятник, девелопер «Брусника» начнет реконструкцию. Закончится она тем, что территорию превратят в городскую гостиную.
Пока здание не обросло оградой, мы прогулялись по самым тайным уголкам лаборатории и за пару часов окунулись в историю Екатеринбурга от позапрошлого века до лихих 1990-х и нынешних дней.
Во второй половине XIX века золото на Урале стали добывать химическим способом. Для массового производства драгметалла потребовалось отдельное двухэтажное здание, которое построили на берегу Городского пруда. Так была образована Уральская золотосплавочная химическая лаборатория. В нее поступало шлиховое золото, которое переплавляли и отливали в слитки. Затем на него ставили клеймо и отправляли в Санкт-Петербург. Рядом с лабораторией построили дом и флигель, где жил управляющий и размещалась контора. По некоторым данным, в 1920-х сюда свозили даже кресты, оклады икон и церковную утварь на переплавку. После 1922 года данные о золотодобыче засекретили, поэтому неизвестно, как долго проработала лаборатория и когда закрылась.
В последние годы в бывшей лаборатории располагались офисы и мастерские, которые обжили художники и всевозможные творческие объединения. Правда, обитаема лишь часть комплекса, другая признана аварийной. «Брусника» разрешила ремесленникам арендовать только пригодные для работы комнаты.
Внутреннее пространство комплекса окрестили «Двором культуры и труда» с инсталляциями и муралами. Здесь нередко проводили вечеринки и мастер-классы. Сейчас жители и арендаторы постепенно съезжают с Первомайской, не зная, куда отправиться дальше. Хотя о переезде в первый раз предупредили еще в декабре 2019-го.
Если стоять во дворе, то с первого взгляда невозможно понять, где здание лаборатории начинается, где соединяется с жилым домом, а где заканчивается. За полуторавековую историю комплекс не раз перестраивался и дополнялся. Строители и жители прорубали дополнительные ходы для собственного удобства. В результате внутреннее пространство превратилось в череду лабиринтов, в которых может разобраться разве что постоянный обитатель этого места. Снаружи здания обрастали пристройками, гаражами и всевозможными складами. Так, например, здесь появилась автомастерская.
Изначально здание строилось с цокольным этажом, однако с течением лет уровень земли вырос и цоколь превратился в подвал. Сейчас в нем располагаются мастерские, где под полуторавековыми сводами изготавливают всевозможные металлические конструкции. Из-под облупившейся штукатурки проглядывает кирпич, из которого изначально строили здание.
Стены крепкие, об их хрупкости говорить не приходится. Но в некоторых помещениях, закрытых на замок, кладка все же начала разрушаться. Некоторые кирпичи там держатся на честном слове и уральской гарантии.
Из подвала, где изготавливают металлоконструкции, прорублено окно в ту самую комнату, где когда-то на золотых слитках ставили печать лаборатории. Матрицу прятали в специальной подсобке, за огромной железной дверью, которая сохранилась до сих пор. Правда, сегодня она охраняет инструменты и материалы, а комната напоминает больше советский балкон, на котором есть всё на свете.
В соседнем небольшом помещении ютится мастерская, где делают эксклюзивную мебель. По большой просьбе ее владелец может изготовить и малые архитектурные формы, и уникальное крепление для мотоциклетного номера.
От небольших цехов двигаемся наверх в левую (если смотреть на здания со двора) часть комплекса. Попасть туда можно через сеть путаных коридоров и, кажется, не очень надежных лестниц.
Первый этаж — территория художников и творческих объединений. Здесь расписано всё, начиная от балясин и перил, заканчивая стенами и электрощитками. «Брусника» дала арендаторам карт-бланш на владение помещениями, и те воспользовались им в полной мере. Стены исписаны не только граффити, но и просто автографами, которые оставили многочисленные гости.
В дальнем крыле первого этажа расположилось арт-пространство «Мы тут». Его обитатели регулярно устраивают мастер-классы, лекции, просмотры фильмов и концерты. Здесь рассказывают про легендарного Сергея Курехина, на квартирниках играет Михаил Лузин, гости смотрят и обсуждают классические фильмы и анимацию. Это пространство существует на пожертвования.
— Да, мы понимали, что рано или поздно это [выселение] должно случиться, — говорит Екатерина (имя изменено), представительница арт-пространства «Мы тут». — Об этом мы слышали еще год назад и к этому были готовы. Конечно, всем грустно, несмотря на то что мы здесь только с прошлого сентября. Правда, оставалась надежда, что будет как в прошлом году, когда в августе выселили из «Двора», а потом разрешили остаться до Нового года, а потом еще.
На этом же этаже в коридорах есть неприметная дверь, ведущая в помещение с высокими потолками. Оно служит спортивным залом и используется по договоренности с владельцами. Например, в свободное от работы время сотрудница охраны Тамара учит всех желающих чеченской лезгинке.
Второй этаж левого крыла необитаем. За несколько лет до того, как эти помещения признали аварийными и заперли, здесь ютился ЧОП. Тут же был и офис, и камера хранения оружия, в которой сварили клетку, и комнаты для отдыха. Был даже собственный тир: стены испещрены следами от пуль, а на полу — россыпь гильз и пустые коробки. В эти помещения уже давно никто не заходит. Добра, которым можно было бы поживиться, тут нет — только обваливающиеся стены, кучи макулатуры и мебель, которая тоже разваливается.
Через двор перемещаемся в соседнее (левое, ближе к улице Первомайской) крыло. Во дворе встречаем сантехника, который в очередной раз чинит насквозь прогнившие трубы. Первый этаж этой части здания также ветвится узкими коридорами. Направо — творческие студии, в одной из них фотомастерская и комната, которую арендуют художники. Среди жителей есть даже морская свинка.
— Раньше тут было арт-пространство, мы рассказывали о художественных направлениях, учили дизайну. Теперь мы собираем вещи, — объяснила Мария (имя изменено). — Да, нас предупреждали [о выселении], но об этом говорили каждый год, а в итоге все оставались на местах. В этот раз все официально.
По словам нашей собеседницы, здесь все художники и творцы друг друга знали.
— Был сплоченный коллектив — грубо говоря, все свои, все под боком, все подзаряжаются такой творческой атмосферой, — добавила она. — Ты что-то создаешь, твои соседи что-то делают. А если все будут искать помещения, [селиться где-то] поодиночке, то и атмосфера будет не та. Большинство наших приятелей уже впали в творческую депрессию.
Некоторые помещения закрыты, некоторые арендаторы не на месте. Другие комнаты уже пустуют, их обитатели съехали — как, например, ювелиры. На память о себе они оставили небольшой сувенир в виде тигра, детской игрушки, отрывного календаря и сборника рассказов писателя-революционера Александра Герцена.
По соседству расположился офис научно-производственного предприятия «Огнеупорремонт». По словам сотрудницы фирмы Татьяны Анатольевны, компания здесь арендовала помещения последние тридцать лет, а теперь приходится съезжать. Офис предприятия обставлен скромно, но есть и свои «достопримечательности». Посреди самой большой комнаты установлен огромный аквариум. О том, что офис находится в полуаварийном здании, говорит только наскоро перекрашенный паркет, усеянный щербинами, да кое-где проржавелые трубы.
— Мы тут каждый день работали на протяжении тридцати лет, — рассказала наша собеседница. — А заехали сюда, когда здесь располагался НИИ «Цветмет». Это наши родные стены, и мы плачем [из-за того, что приходится выезжать]. Правда, уже решено, куда поедем — это тоже старинное здание: на 8 Марта, 14, в Восточный научно-исследовательский углехимический институт.
По словам Татьяны Анатольевны, молодые художники им не мешают. По крайней мере, в этом году они ведут себя тише. В прошлом было немного иначе: то ребята музыку начнут играть, то что-то расписывать, то распевать «Харе Кришна». Но в целом, призналась наша собеседница, они безобидные и вообще каждый сходит с ума по-своему.
Дальше по широкому неосвещенному коридору — мастерская братьев-скульпторов Бородиных. В никому не нужное наследство от них достались наброски на стенах, схемы, огромная деревянная стремянка и старая мебель. На сайте мастеров до сих пор значится адрес: Первомайская, 1а, офис 123. Занимались они монументальной скульптурой, росписью и украшениями в технике горячей эмали. Их работы можно найти в Березовске, где они изготовили бюст революционеру Сергею Кирову, а в Ирбите из-под их рук вышли бронзовые бюсты героев, которые ушли воевать на фронты Великой Отечественной.
В этом крыле также нашлось место юридической компании, но там никого не оказалось. Зато проход к офису отличается от всего, что можно было заметить ранее. Здесь коридор хорошо выкрашен и, что немаловажно, есть свет. Правда, в кривом сводчатом потолке по двум кладкам можно узнать работу нескольких эпох сразу — XIX и XX веков.
Напротив здания бывшей лаборатории стоит еще одно здание, имеющее тот же адрес и отличающееся лишь литерой Ж. Это полностью жилой двухэтажный дом, построенный в советское время и не представляющий ценности для архитектуры города. У этого здания, как и у многих, есть пристройка, в которой работает автомастерская.
Со стороны улицы Горького здание лаборатории выглядит еще печальнее, чем внутри. Время не пощадило приют для художников: краска и штукатурка облупились и из-за прорех видна красная кладка, а некоторые кирпичи вообще выпали. Раньше прохожих от неприглядного зрелища защищал фальшфасад.
У самого цоколя в 2020 году в рамках фестиваля «Карт-бланш» появилась надпись огромными желтыми буквами: «Дом, милый дом» за авторством художника Владимира Абиха, уроженца Екатеринбурга.
Что планируется
Арт-двор в нынешнем его виде не сохранится, сказала директор «Брусники» в Екатеринбурге Наталия Лушникова.
— Это сложная территория, — подчеркивает собеседница E1.RU. — Она, как лоскутное одеяло, сформирована множеством разнородных сооружений. Поздние пристройки, не имеющие градостроительной, культурной и архитектурной ценности (например, гаражи и автомастерскую), мы планируем снести. Дома, имеющие охранный статус, мы восстановим по историческим документам и интегрируем в пространство центра за счет наполнения их новыми функциями.
У «Брусники» есть планы снять часть культурного слоя и восстановить входы в здание Первомайской, 1 со стороны Горького. Таким образом, фасад памятника архитектуры станет частью активного фронта улицы.
Ранее компания «Брусника» показала один из вариантов реконструкции территории на Пролетарской, 3 — Первомайской, 1. Планировалось, что после восстановления здания бывшей лаборатории появится гостиница, а напротив нее — жилой дом. Свой вариант реконструкции показывала также «Школа наследия», которая предлагала открыть здесь музей и мастерские.
Ранее мы рассказывали, что за Макаровским мостом компания «УГМК-Застройщик» восстановила здание Симановской мельницы и превратила его в дом с элитным жильем. Реконструировать строение начали в 2017 году. Прошлой осенью мы гуляли по стройплощадке, тогда мельница была уже почти готова.
Также посмотрите фоторепортаж от 2018 года, чтобы сравнить с тем, что было на месте мельницы в начале стройки.