Екатеринбург, как и все крупные промышленные города, вряд ли можно обвинить в отсутствии амбиций. Это касается в том числе и архитектурных изысков. Здесь не раз презентовали мегапроекты, которым могли позавидовать не только в Москве, но и в европейских столицах. Многие задумки подавались как прорыв, названия зданий не сходили с заголовков, а чиновники с горящими глазами рассказывали о новых визитных карточках.
Однако зачастую проекты остаются только на бумаге, а все обещания построить в Екатеринбурге новую доминанту или символ оказываются просто пиаром. Мы поискали в истории города идеи, которые так и остались громкими словами.
Филармония от Zaha Hadid
Шансы на то, что в Екатеринбурге появится футуристический проект нового концертного зала Свердловской филармонии от бюро Zaha Hadid Architects, тают с каждым днем. Последней новостью об этом мегапроекте стало заявление генерального директора «Группы Синара» Михаила Ходоровского. Он подчеркнул, что компания будет участвовать в конкурсе на строительство нового зала, но не готова его финансировать.
— Хотим ли мы построить новый зал филармонии за свои деньги? Нет, не хотим. Нам надо обеспечить финансирование другим своим проектам. Мы участвовали в обсуждении этого проекта, там была наша экспертиза. Когда будет объявлен конкурс на строительство, мы обязательно примем в нем участие. Выиграем — будем строить, — подчеркнул Михаил Ходоровский.
По проекту Zaha Hadid, новый зал рассчитан на 2,3 тысячи зрителей. При этом планируется благоустроить сад Вайнера, а также реконструировать улицы в квартале Клары Цеткин — Тургенева — Первомайской — Карла Либкнехта.
Для возведения нового зала требовалось место, поэтому в 2020 году снесли жилой пятиэтажный дом. Собственники квартир долго не хотели продавать жилье, но в итоге в ноябре 2019 года была выкуплена последняя квартира. О планах строительства нового зала филармонии стало известно в 2018 году. Адаптацией проекта бюро Zaha Hadid Architects занимается архитектурная фирма «Алкута». Завершить строительство нового здания филармонии планируют в 2023 году — к 300-летию Екатеринбурга. Однако источники финансирования до сих пор не определены.
Экобашня «Екатеринбург»
В 2012 году между КТК «Космос» и стадионом «Динамо» на улице Николая Никонова планировали построить 31-этажный эконебоскреб «Екатеринбург». Проектированием занималась лондонская команда RMJM («Лахта-центр», здание парламента Шотландии, Фолкеркское колесо).
Зданием этим загорелись еще в 2008 году. Башня должна была стать сердцем нового культурного и спортивного квартала на берегу реки Исети. Главной фишкой здания был единственный в мире вертикальный висячий сад внутри. Этот парк разработали для круглогодичного отдыха горожан и тех, кто живет и работает в этом здании.
Предполагалось, что в небоскребе разместят 46 тысяч квадратных метров апартаментов, торговый центр, пятизвездочный отель международного класса и паркинг на 470 автомобилей. Наверху, как это часто бывает, должен был оказаться этаж, откуда открывался панорамный вид на город. Причем арочная форма появилась на проекте не просто так, она подчеркивала изгибы Храма на Крови, который находился рядом.
«Стражи Урала»
В 2006 году местные архитекторы из Valode & Pistre Architects в Каннах показали проект двух башен, соединенных мостом. Мост при этом проходил прямо над проспектом Ленина за парком Коммунаров. Концепцию назвали «Стражи Урала». Небоскребы — северный — 218 метров, южный — 195 метров — должны были встать друг напротив друга по разным сторонам улицы.
В планах к строительству двух высоток хотели приступить в 2007 году. Тогда общую площадь комплекса оценивали в 300 тысяч квадратных метров, а стоимость достигала 500 миллионов долларов по курсу на конец 2007 года. Первую башню хотели сдать в 2010 году, вторую — годом позже.
Ожидалось, что в небоскребах появятся офисы, апартаменты, квартиры класса люкс и рестораны. Все планы по строительству мегапроекта расстроил экономический кризис 2008 года. Но авторы не сдались и запланировали новые сроки — возвести комплекс к чемпионату мира по футболу 2018 года. Однако и к этому моменту стройплощадки не заработали.
В 2014 году стало известно, что участок под одной из башен передали под строительство парковки.
Стела «Европа — Азия»
В начале нулевых администрация Аркадия Чернецкого пыталась создать бренд Екатеринбурга, основываясь на том, что город стоит на границе двух частей света. Так родилась идея мегастелы «Европа — Азия».
В 2004 году на 17-м километре Московского тракта поставили временный памятник, который хотели заменить арочной конструкцией высотой в 134 метра прямо над дорогой. Предполагалось, что автомобилисты будут проезжать через это сооружение и попадать из одной части света в другую. Вокруг обелиска должны были появиться гостиницы, рестораны и развлечения для тысяч горожан и туристов. Но с тех пор власти ни на шаг не приблизились к этой цели.
Сейчас комплекс «Екатеринбург — Европа — Азия» включают в планы развития туризма как городские, так и свердловские власти. В региональной Стратегии внутреннего и въездного туризма до 2035 года проект на Московском тракте включен в туристско-рекреационный кластер Екатеринбургской агломерации. Правда, в финансовых планах Стратегии расходы на развитие кластера не прописаны.
Дом промышленности
Уральская столица стала знаменита мегапроектами задолго до того, как ее начали называть Екатеринбургом. Одной из самых амбициозных идей, которыми славится город, стало строительство Дома промышленности. Это здание должно было стать центром управления всеми заводами на Урале. Сейчас от него остался только «Пентагон» на Малышева — Луначарского — одно из самых крупных строений в стиле конструктивизма в мире.
Здание начали строить еще во времена Уральской области в 1923 году. Изначально здание должно было занимать два квартала, а венчать его хотели 140-метровым небоскребом (для сравнения: «Высоцкий» — 189 метров. — Прим. ред.). На нем даже предполагали причальную башню для дирижаблей. Общая площадь комплекса должна была составить 98 тысяч квадратных метров (почти как у ТЦ «Радуга-парк». — Прим. ред.), включая зал съездов на 1000 мест.
Строить начали в 1931 году, но уже через три года Уральскую область расформировали, и финансирование снизилось. В 1935 году случился пожар на верхних этажах небоскреба, и его строительство заморозили. А потом грянула война, окончательно похоронив планы достроить исполина. Во время Великой Отечественной комплекс использовали в качестве госпиталя.
Сейчас здание Дома промышленности — федеральный памятник, который охраняется государством.
Должны сойтись звезды, деньги и политическая воля
Одним из мегапроектов, который так и не дошел пока до реализации, можно назвать зоопарк в 55 гектаров в Новокольцовском. И если раньше его хотели начать строить уже в 2020 году, то два года назад появилась еще одна дата — 2025 год.
— Любой мегапроект — это сочетание творческого архитектурного замысла, экономической конъюнктуры, которая позволяет это реализовать, и целеустремленности девелопера, — объяснил E1.RU руководитель архитектурного бюро Archinform, бывший главный архитектор Екатеринбурга Тимур Абдуллаев. — Когда эти вещи сходятся, тогда и рождается мегапроект. Но еще немаловажным является социальный запрос. Но когда одна из этих составляющих хромает, мегапроект остается мегафантазией.
Наш собеседник уверен, что уральской столице такие проекты нужны, ведь города в мире мы узнаем по их визитным карточкам, а ассоциативный ряд прочно связан с архитектурной. И каждая визитка — это какой-то мегапроект для того или иного города.
— При этом каждый хочет, чтобы мегапроект был узнаваемым, уникальным, современным и прорывным. Но не обязательно, что такая идея — это мегаздание, это может быть мегаблагоустройство или мегакреативное пространство, — подчеркнул Тимур Абдуллаев.
Среди проектов, которые ушли под сукно, башни «Де Геннин» и «Татищев» в «Екатеринбург-Сити», высотка «Екатеринбург» у КТК «Космос», «Стражи Урала» и многие другие, рассказал E1.RU бывший главный архитектор Екатеринбурга, член правления Свердловского отделения Союза архитекторов России Михаил Вяткин.
Он добавил, что высотка «Екатеринбург» на берегу Исети должна была стать ответом телебашне.
— По стрелке городского пруда на юге стояла телебашня, а на севере должна была располагаться высотка, — уточнил наш собеседник. — Причем для ее проектирования создали международное жюри, на котором выиграли англичане. Эдуард Эргартович [Россель, бывший губернатор Свердловской области], глядя на проект, назвал его «огурцом».
Но для строительства мегапроекта, по мнению Михаила Вяткина, должны сойтись воедино наличие инвестора и политическая воля.
— Администрация не должна как-то гробить такие проекты, наоборот, ей следует всячески помогать [инвесторам], — уверен наш собеседник. — Во многом, если не на все 50%, [воплощение мегапроекта] зависит от городских властей. И многие инвесторы, видя, что им не будет препон, готовы их создавать. Причем инвесторы у нас есть. Например, бизнесмен Андрей Симановский хотел построить футуристический мост «Уральский Полоз» от «Сима-ленда» к «Экспо». Более того, властям следует рекомендовать крупным уральским компаниям ставить штаб-квартиры в Екатеринбурге.
Ранее мы писали про итоги секретной проверки мегапроекта губернатора. Оказалось, что комиссия нашла множество нарушений в работе управляющей компании ТРК «Гора Белая». Почитайте также про идею уральского «Сколково», который уменьшится в размерах и переедет за восточный берег Шарташа.