Два месяца назад в Екатеринбурге появился новый куратор строительной сферы — Рустам Галямов. На первой встрече с журналистами он рассказал о том, как планирует выстраивать отношения с застройщиками и поделился градостроительными планами.
Мы рассказывали о том, какое мнение у девелоперов и застройщиков сложилось о выходце из Тюмени и бывшем замдиректора московского Фонда капремонта, а сейчас публикуем подробное интервью с ним.
Приглашение в Екатеринбург
— Меня пригласил глава города Алексей Орлов. Это случилось, когда он вступил в должность, в марте, если я не ошибаюсь. Я согласился сразу же. Деталей не знаю, но понимаю, что много человек претендовали на эту должность (в частности, руководитель девелоперских проектов компании «УГМК Застройщик» Евгений Мордовин — прим.ред.). Но я разговаривал только с Орловым, согласился сразу, и ни секунды не жалею.
Я очень рад, что попал в эту команду. Есть много идей, которые, надеюсь, мы воплотим в ближайшее время. Что-то, наверное, уже поменяли, но об этом лучше скажут девелоперы и застройщики. Они больше смогут сказать, как изменился наш с ними подход. Основная задача сейчас — наладить диалог и выстроить работу с ними.
Про строительство детских садиков и школ
— Сегодня в городе дефицит садиков и школ, дети учатся во вторую смену. Эти вопросы, наверное, не получится решить напрямую через застройщиков по схеме: они построили и отдали городу, потому что экономика Екатеринбурга тяжело это переносит. [Стоимость строительства] школы выходит где-то в районе миллиарда рублей. Подарить миллиард просто так сейчас не получится.
Схему, когда девелопер построил школу, а затем город у него выкупил здание, сейчас подводят под уход от 44-го Федерального закона. В Ханты-Мансийске таких школ много построено, но такой механизм не приносит хорошего результата, [поскольку чреват судебными тяжбами].
Однако на сегодняшний момент у нас [в работе] есть пять проектов школ.
Про генеральный план развития Екатеринбурга до 2045 года
— По Генплану-2025 будет подписано новое постановление. Планируем к концу года привести его в соответствии с градостроительным кодексом. Поскольку документ принимали еще в 2004 году, и есть позиции, которым он не соответствует. Затем мы начинаем работу над Генпланом-2045, в котором учтем мнения застройщиков, экспертов и жителей. Документ пройдет все процедуры общественных обсуждений.
Про реновацию
— Сегодня идет работа над нормативно-правовыми актами, она будет закончена к сентябрю. В октябре-ноябре мы сможем выбирать площадки и объявлять аукцион для комплексного развития.
Критерии, по которым дома подпадают под КРТ, утверждаются [областным] Минстроем. Это признаки ветхости, аварийности, отсутствие одной из центральных систем [например, газа]. О конкретных площадках сможем говорить после того, как будут утверждены все нормативные акты, которые дадут нам право разрабатывать начальную цену аукциона, моменты выкупа отдельных помещений, компенсации за квартиры, предоставленные по социальному найму. Есть наработки, но пока их преждевременно обсуждать.
Про строительство храма святой Екатерины
— За время моей работы не поступало никаких документов. Но мы будем принимать активное участие при строительстве любого объекта. Это и согласование облика и проекта на территории. Все [застройщики] готовы к этому, требования наши не заоблачные: чтобы дом был построен [по правилам], чтобы он был вписан [в городскую архитектуру], чтобы на него было приятно смотреть.
Про возрождение градостроительного совета
— Возобновим работу [совета] к концу июня. На следующей неделе, если успеем, будет подписано постановление о составе совета. Туда вернем многих заслуженных и работающих [строителей и архитекторов], в том числе и [экс-главного архитектора Екатеринбурга] Михаила Вяткина. Председательствовать будет Алексей Орлов. Есть объекты, которые мы уже подготовили и хотели бы рассмотреть их на совете.
В частности, будем рассматривать соответствие архитектурного облика [концепции Екатеринбурга]. Это будут особо важные объекты в центральной части города, какие-то знаковые объекты. Они будут представлены совету, общественности, чтобы были озвучены пожелания и замечания. Это все будет отработано, учтено. Заседания будут открыты для журналистов.
Про набережную Исети от Куйбышева до Декабристов
— Проект сейчас в стадии разработки. Я его видел, уже дважды встречались с представителями ледовой арены УГМК. Им высказали замечания, они их исправили. Сегодня проект проходит согласования с нашими структурными подразделениями. В июле-августе планируется заход в экспертизу. К самой реконструкции приступят уже в 2022 году. Проект хороший, амбициозный, и сама набережная, и реконструкция двух дорог. Должно получиться красиво.
Про ТЛЦ «Уральский» за озером Шарташ
— Сегодня разработан проект планировки. Он проходит стадию общественных обсуждений. До 15–16 июня мы опубликуем их результаты. Нам поступило около 600 предложений. Была небольшая недоработка. Мы проговорили с застройщиком и планируем, что в июле они подготовят презентацию и покажут, что там будет, потому что людям какая-то неправильная информация доведена, ходят какие-то слухи.
Там будет логистический центр контейнерного типа. В город будут привозить контейнеры железнодорожным транспортом и по дороге, которую построят, развозить с минимальным дискомфортом для жителей. Плюс он строится в рамках проекта «Зеленая логистика». Это использование машин на газомоторном топливе.
Про самостоятельность
— За нос меня водить никто не будет, это точно.
«Какие-то вопросы я согласовываю с мэром, но если я буду дергать его по согласованию всех вопросов, то зачем я вообще здесь тут?»
Мы так или иначе каждый день встречаемся, обсуждаем насущные вопросы, где-то просто [друг друга] информируем.
Про дальнейшее развитие Екатеринбурга
— Идей много, но единственный подход, который будет точно — это смотреть на город не с точки зрения застройки территории, а ее развития. Это ключевое. Бетон и стекло — нет.
«Каждая территория должны быть развита по-своему. Нужно вписывать [новые объекты] в существующую архитектуру. Нужны доминанты».
Благоустройство, приведение в порядок территории, должны быть парки. Есть настрой на развитие города в сторону общественного транспорта, пешеходов, и отказ от автомобилизации.
Общественный транспорт должен быть доступен и ездить регулярно. А потом начинаешь задумываться о том, а нужна ли собственная машина. У общественного транспорта есть свои полосы, которые объезжают все пробки. А машина нужна, если на выходные куда-то [выбраться]. Ежедневно ее использовать — стоять в пробках, еще платить за парковки. В Екатеринбурге должны быть платные парковки.
За то недолгое время, что Рустам Галямов следит за стройкой в городе, успели решиться многие вопросы. Например, администрация отказалась от плана сносить здание над Бажовской станцией, планирует спасти высотную часть заброшенного небоскреба «Призма» и рекомендовала сохранить шикарные коттеджи на Уралмаше.