Мэрия Екатеринбурга подвела итоги общественных обсуждений по четырем кварталам, где планируется комплексное развитие территорий (КРТ). В дискуссии приняли участие две сотни горожан. Подавляющее большинство выступило против программы.
По мнению екатеринбуржцев, проект ущемляет права собственников жилья, поскольку не дает ответов на вопросы о компенсации, а также нарушает право на частную собственность.
Нарушается право частной собственности
«Многие проживающие в домах, внесенных в программу КРТ, добровольно и сознательно выбрали их в качестве места жительства, — указали горожане. — Следовательно, снос этих домов против воли правообладателей будет нарушать конституционное право. Не обеспечивается должной гарантии собственникам жилья. Так, не предусмотрено:
предоставление равнозначного жилого помещения в многоквартирном доме (МКД), построенном на месте многоквартирного дома, снесенного в рамках КРТ. Данными мерами будет соблюден принцип равнозначности, то есть сопутствующая социальная инфраструктура — школы, детские сады, поликлиники, общественный транспорт;
предоставление равнозначного жилого помещения в МКД в пределах микрорайона, где проходит КРТ. Таким образом, не придется существенно менять свою жизнь при переезде;
предоставление равнозначного жилого помещения в МКД в пределах административного района;
предоставление равнозначного жилого помещения в МКД в пределах муниципального образования "Город Екатеринбург";
предоставление денежной компенсации в размере 150% от рыночной цены жилого помещения и земельного участка под МКД, оцененной на дату, предшествующую включению участка в КРТ».
Не все смогли высказаться
О том, что в квартале Комсомольская — Технологическая — Студенческая — Первомайская вместо застройки домами смешанной этажности планируется зона многоэтажной застройки, жители узнали из СМИ. При этом они утверждают, что все заинтересованные не успели принять участие.
Под угрозой исторический облик
Кроме того, работы в рамках КРТ негативно скажутся на фасадах и фундаментах соседних домов, а исторический облик района будет искажен и безвозвратно нарушен, будет потеряна часть архитектурного наследия.
Не все дома нужно сносить
«Снос домов по программе КРТ логично ограничить аварийными и ветхими многоквартирными домами с износом более 60%. Остальные, в том числе двух- и трехэтажные кирпичные и шлакоблочные сталинки с железобетонными перекрытиями, а также дома эпохи индустриального домостроения, находящиеся в удовлетворительном состоянии с точки зрения износа, необходимо ремонтировать и обновлять, но не сносить», — отметили горожане.
По их данным, в квартале во Втузгородке 27 жилых домов, из которых только три аварийные с долей износа 66–70%. Еще три дома относятся к ветхим — с износом 67–72%. Остальные потеряли в прочности в среднем от 34%. При этом 18 из этого 21 дома в 2015–2020 годах отремонтировали, на что было потрачено 87,1 млн рублей.
Будет массовое уплотнение застройки
«Предложенный администрацией новый градостроительный план развития Екатеринбурга до 2035 года означает не только массовый снос жилых домов, но также массовую уплотнительную застройку территорий, подвергнутых сносу, — опасаются горожане. — При этом развития инфраструктуры в районе не предусмотрено. Это приведет к социальному, экологическому и транспортному коллапсу. Во Втузгородке школ и детских садов хватает ровно на имеющихся жителей района. Социальная инфраструктура района не рассчитана на рост количества жителей. Ни один жилой комплекс в Кировском районе не был подкреплен строительством новой школы или поликлиники».
Такое мнение поддержал 181 участник общественных обсуждений. В ответ мэрия уточнила, что предлагаемые изменения не являются решениями о комплексном развитии территорий, но с изменениями в градостроительных законах указанные замечания учтут.
Все решит справедливая цена
— Что касается КРТ, то там будут спрашивать каждый дом. Направления определены, но итоговых решений еще нет. И пока этого нет, людей, по моим данным, беспокоит не возможное переселение, а справедливая цена, — объяснил E1.RU депутат городской думы Константин Киселев.
В пример он привел ситуацию со строительством автовокзала «Золотой» на Ботанике. На месте нынешней стройплощадки были вполне добротные дома. Жители этих зданий обратились к Константину Киселеву с просьбой помочь. По словам депутата, схема была следующая: кто-то выкупал в этих домах квартиры и приводил их в негодное для проживания состояние, после чего приходила комиссия из мэрии и, глядя на запустение, одобряла снос.
— Мы напряглись и выиграли суды, после чего застройщик выкупил квартиры тех людей, которые подали в суд, предлагая им хорошие цены на жилье. И люди соглашались. Затем мы уже с трудом ищем новых истцов. В это время застройщик выкупает и их квартиры, тоже по хорошей цене. И мы лишаемся заявителей. Как только пришли третьи люди, мы предложили им все документы и методику судебных разбирательств. Получается, что, как только появляется справедливая цена, все оказываются довольны. И именно в этом и заключается основная проблема с программой, — добавил наш собеседник.
Вторая проблема — это неизвестность, куда их будут переселять, уточнил Константин Киселев. По его словам, если будут переселять в квартиры больших размеров и в лучшие условия, никто не будет возражать.
— Я езжу по городу и вижу дома, в которых люди живут и мучаются. Да, они боятся, что их обманут, и не верят властям. Но при нормальной организации процесса никаких вопросов не будет, — заключил депутат.
Закон о КРТ в Свердловской области вступил в силу 3 апреля. Проект предполагает обновление жилого фонда за счет сноса старых и строительства новых домов. Из-за этого программу КРТ называют реновацией по аналогии с московской программой. Однако столичный опыт сложно применить к Екатеринбургу, да и власти говорят, что ставить знак равенства между программами некорректно.
Ранее мэрия Екатеринбурга уже называла четыре квартала на Уралмаше, Эльмаше и во Втузгородке, которые войдут в программу. Мы побывали там и пообщались с местными жителями. Общественники Екатеринбурга выступают против закона и проводят пикеты и митинги.