В самом центре Екатеринбурга на протяжении нескольких десятилетий стоит заброшенное здание Госстраха. Строение в Банковском переулке, 9 является классическим образцом конструктивизма конца 1920-х годов, оно могло бы стать визитной карточкой города, но увы. 1990-е всё перевернули, недвижимость отдали частной компании и законсервировали. Сейчас здание занавешено полотном, которое скрывает трещины в стенах, сбитую штукатурку, разбитые и заколоченные окна и историю с запахом пенициллина.
Первый камень
Проектировать строение в 3,7 тысячи квадратов доверили Георгию Павловичу Валёнкову. Именно благодаря ему Екатеринбург сейчас гордится Домом контор, «домом-расческой» и Домом обороны, над которым вечно взлетает самолет. Строительство здания Госстраха началось в 1926 году и окончилось в 1929 году. Рядом располагалась гостиница «Ярмарком», которую позже переделали под институт восстановительной хирургии, травматологии и ортопедии — ныне Уральский институт травматологии и ортопедии имени В. Д. Чаклина. Именно этот факт и оказал решающее влияние на судьбу здания Госстраха.
До начала Великой Отечественной войны в помещениях располагалось акционерное общество «Союзхлеб». История умалчивает, пекли ли здесь булочки на протяжении 12 лет или помещения простаивали, но, начиная с 1941 года, здесь принимали больных и раненых.
В этом доме и соседнем — на Банковском, 7 (институте хирургии) — развернули госпиталь № 1705. Об этом свидетельствует памятная табличка. Здесь было 5 хирургических отделений, где спасали от ранений в живот, в грудь, а также от травм глаз и ушей. При этом тут же располагалась аптека, рентгеновский и патологоанатомический кабинеты и лаборатория.
Расцвет жизни
За годы войны в Банковском переулке сложилась мощная медицинская система, и для советской власти это был шанс развивать это направление дальше. В здании института хирургии продолжили заниматься своим направлением, а в соседнем доме захотели построить пенициллиновый завод.
Строительство медпредприятия началось в 1947 году по приказу Совнаркома СССР. Через год был запущен первый промышленный пенициллин отечественного производства. А почти через 10 лет, в 1960 году, на заводе начинают выпуск нового антибиотика — эритромицина. Жизнь дома в Банковском переулке, 9 шла в гору. В 1972 году на заводе начинают выпуск каротина, а через 6 лет здание становится головным предприятием производственного химико-фармацевтического объединения «Уралсинтез». В состав объединения вошли Ирбитский и Тюменский заводы. Это был расцвет дома, после чего жизнь покатилась к закату.
Закат истории
Перестройка и 90-е всё изменили. В 1991 году здание Госстраха перешло в руки открытому акционерному обществу «Уралбиофарм», которое выросло из «Уралсинтеза». От дома в Банковском переулке коммерсанты отказались и перенесли производство на другие площадки. В результате последние 30 лет дом пустует. Частью недвижимости владеет также акционерный коммерческий банк «Вятич», помещения которого граничат с объектом, который превращается в руины.
За последнее десятилетие «Уралбиофарм» неоднократно штрафовали за плохое содержание объекта: в 2014 году — на 200 тысяч рублей, в 2020 году — на 300 тысяч рублей. Предприятие пыталось оспорить эти решения в суде, но тщетно. При этом объектом культурного наследия, правда, только регионального значения, здание Госстраха стало в феврале 1991 года, позже статус подтвердили в марте 2018 года.
До того как здание занавесили «траурной вуалью», внимание общественности к дому пытался привлечь уличный художник Тимофей Радя. В оконных проемах, которые на тот момент уже были заколочены фанерой, он создал работу «Вечный огонь» — шесть портретов реальных участников Великой Отечественной войны.
Руины
Вместе с нашим фотокорреспондентом Артемом Устюжаниным мы прошлись по зданию. Сейчас оно находится в плачевном состоянии. Внутренние помещения представляют собой руины. Там отсутствует что-либо, напоминающее, что в доме есть жизнь. Стены покрыты трещинами, пол либо сгнил, либо разобран, окна на первом этаже выбиты и забиты досками и профлистом. Судя по рисункам на стенах, внутрь часто проникают подростки.
На втором этаже перекрытия были изготовлены из металла. Они стали лакомой добычей охотников за черметом. Проводки мы также не заметили. При этом здание постепенно разбирают. Делают ли это работники «Уралбиофарма» или местные жители, неизвестно, но часть кирпичей аккуратно сложены вдоль стен.
Некоторые помещения полностью пустуют, другие служат складом для деревьев, которые росли во дворе. В некоторых комнатах до сих пор можно найти медицинские документы. Правда, объект до сих пор охраняется. Немногословный сторож регулярно обходит территорию. На вопрос E1.RU, не боится ли он, что здание обрушится, он ответил отрицательно.
Ранее мы писали об истории бывшего корпуса Лесотехнического университета на Ленина, 79, о судьбе заброшенной больницы в Зеленой Роще, здания бывшего ДК Свердлова и дома купца Александра Лебедева на Сакко и Ванцетти. Посмотрите также на заброшенный павильон «Цветы» на улице Малышева.
Также предлагаем прочитать историю здания в стиле совмод, где когда-то находились мастерские Союза художников России, и посмотреть фотографии, сделанные внутри бизнес-центра «Свердловск» (бывшая «Призма») высотой 151 метр.
Все серии спецпроекта читайте во вкладке «Заброшенный Екатеринбург».