Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области признало компанию «Брусника» виновной в нарушении закона о рекламе. В ведомстве посчитали, что в ролике, снятом агентством «Восход», формируется негативное отношение к лицам, проживающим в домах старой застройки. Также авторы видео допустили нарушения в адрес несовершеннолетних, использовав «непристойные и оскорбительные образы».
Решение может стать поводом для начала административного преследования заказчика рекламы. Впрочем, его еще можно оспорить в течение трех месяцев в Арбитражном суде Свердловской области, пояснили в УФАС.
Главная героиня ролика — девочка, которая переезжает со своей семьей из старой квартиры. Ребенок проходит по двору, прощается с друзьями, затем садится в машину. Затем оборачивается, улыбается и показывает средний палец.
В компании «Брусника» не согласны с тем, что этот жест является неэтичным.
— Такой жест использует даже президент Российской Федерации на публичных мероприятиях. Ни у кого вопросов об этичности и неэтичности в этот момент не возникает, — сказала во время слушания директор по юридическим вопросам «Брусники» Марина Митяшина. — Кроме того, ролик, который был показан по телевидению, не содержит никаких жестов и не может быть воспринят как оскорбительный.
Также представители «Брусники» настаивали на том, что видео является социальной рекламой. Авторы хотели обратить внимание взрослых людей на то, в каких условиях живут дети в российских городах — без благоустроенных площадок, песочниц и т. д.
— Мы считаем, что это проблема нашего государства. Оно не заботится о том, в какой дворовой среде находятся дети. Мы хотели обратить внимание на эту проблему, — сказали представители застройщика.
Однако комиссия признать ролик социальной рекламой не согласилась.
Также УФАС привлекло к рассмотрению дела против «Брусники» девять крупных строительных компаний Екатеринбурга. Таким образом в ведомстве хотели учесть мнения ключевых игроков рынка, на которых в будущем также может отразиться решение, вынесенное по делу «Брусники».
Мнения застройщиков разделились. Одни сказали, что оценку видео должны давать специалисты. Другие посчитали, что использование противоречивого жеста ребенком неэтично.
— Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов, использованных в рекламе, к оскорбительным носит оценочный характер и зависит от личностных характеристик субъекта, а также приобретенного им жизненного опыта, — прокомментировали в «Синара Девелопмент» ролик по просьбе УФАС. — Поэтому мы считаем, что давать оценку должны эксперты.
Представители «Брусники» во время слушания заявили, что строительные компании с точки зрения права не могут считаться заинтересованными лицами. Следовательно, комиссия не может учитывать их мнение при принятии решения.
Решение УФАС застройщик намерен обжаловать.
Ранее мы писали, что жалобу на ролик «Брусники» подала организация «Безопасное детство». Там посчитали, что рекламный ролик неэтичен, и обратились в надзорное ведомство. В заявлении говорилось, что видео может «формировать негативное отношение к лицам, живущим в многоэтажных домах застройки прошлого века». Кроме того, маленькая девочка в рекламе показывает неприличный жест — средний палец, который «выступает как фаллический символ».
В ФАС с доводами согласились. Дело начали рассматривать в декабре 2020 года. К рассмотрению также привлекли создателей ролика — рекламное агентство «Восход». Всего состоялось два заседания.