Пока в Екатеринбурге одно за другим сносят здания в стиле конструктивизм, петербургский дизайнер Александр Браулов вышивает гладью авангардистские здания. Среди них — несколько екатеринбургских: это и Белая башня на Уралмаше, и спортивный комплекс «Динамо», и «дом-улитка», и «Городок чекистов». Александр рассказал проекту «Территория авангарда» о том, как началось его необычное увлечение и что он думает о екатеринбургском конструктивизме. Е1.RU публикует это интервью.
— Вышивкой я занялся еще в детском саду. Там были всякие творческие задания. Детей обычно чему-то учат — рисовать красками, карандашами. В какой-то момент нас начали учить вышивать. Это дело мне понравилось, и я им активно увлекся. Потом был длительный период, когда я это увлечение забросил, и вернулся к нему только к концу учебы в университете. После того как университет закончил, начал этим более активно и регулярно заниматься.
— Существует стереотип, что вышивка — это женское увлечение…
— Это, действительно, гендерный стереотип. Они уже стираются, и их в принципе не должно быть. Мужчины-повара — это нормально. Женщины-боксеры — тоже нормально. Ничего сверхъестественного в своем увлечении я не вижу.
— Почему из всех стилей вы выбрали архитектуру авангарда?
— Это красиво, с моей точки зрения. Мне кажется, архитектура авангарда в нашей стране недооценена, в большей степени в силу исторических событий. Надеюсь, что ситуация изменится. Как построить что-то в стиле барокко или рококо, более или менее понятно, есть очень много способов сделать здание красивым.
А вот как сделать красивым здание, используя минимальное количество возможных элементов? Ту же архитектуру авангарда, где все минималистично? Попробуй «вывернуть» так, чтобы оно было и функциональным, и эстетически красивым. В том числе и это привлекло.
— Как вы выбираете здания, которые станут объектами вышивки?
— У меня много литературы на эту тему. Читаю, нахожу в интернете какие-то объекты, кто-то из знакомых мне посылает. Говорит: «Вот, смотри, есть такое интересное сооружение». Как-то само собой получается.
— Сколько времени уходит на одну работу?
— Примерно две-три недели, особенно если большая и детализированная работа. Занимаюсь этим хобби только в свободное время, основная работа заключается совершенно в другом.
— У вас есть особенная, самая любимая вышивка?
— Вышивка, которая мне больше всего нравится, — это дом-коммуна в Смоленске. Архитектор Олег Вутке. У него печальная судьба — был репрессирован и расстрелян. Это здание находится в центре Смоленска, мы даже пару лет назад с женой туда ездили. Оно заброшенное, в аварийном состоянии. Неравнодушные местные жители пытаются сохранить дом, но, к сожалению, воз и ныне там. Здание стоит и разрушается. Оно просто огорожено забором.
— А есть у вас работы со зданиями, которые уже снесены?
— Да, есть. Например, Таганская АТС в Москве. Здание могли сохранить и приспособить под современные нужды, но, к сожалению, его снесли. Таких примеров довольно много наберется — у меня уже порядка 200 работ.
— Как аудитория воспринимает ваши работы? Продаете ли вы их?
— Реакция очень разная, в основном, конечно, положительная. Бывает и негативная. Всякое бывает. Люди все разные, у всех свой жизненный опыт и склад характера. Некоторые работы я продаю, некоторые — вышиваю на заказ. Например, есть поклонник из Лондона, которому я отправил уже две или три работы. Недавно искусствовед из Петербурга заказал вышивку с домом, в котором он очень долго жил.
— Что служит для вас источником вдохновения?
— Основной источник вдохновения — моя жена и наш ребенок. И архитектура авангарда меня очень вдохновляет. За последние года четыре было создано около 200 работ.
— Работы с какими екатеринбургскими зданиями есть в вашей коллекции?
— Белая башня, Дом юстиции, «Городок чекистов» в нескольких вариантах. Иногда я вышиваю здания с высоты птичьего полета. Как раз «Городок чекистов» в таком образе есть. Есть отдельно гостиница «Исеть», она вышита более детально, «дом-улитка», Главпочтамт, а также спорткомплекс «Динамо». У этих зданий интересные истории, например у Белой башни. Надеюсь, что я доеду до вашего чудесного города и посмотрю на нее.
— Будут ли у вас новые работы с екатеринбургским авангардом?
— Да, обязательно будут, но пока не знаю когда. Большой список того, что хочется вышить. В Екатеринбурге недавно снесли одно конструктивистское здание, и тоже общественность была против (ПРОМЭКТ. — Прим. ред.). Его обязательно вышью.
Цель «Территории авангарда» — рассказывать про авангард Урала увлекательно и по-разному. Авторы проекта хотят показать, что авангардное наследие — это не только памятники эпохи, но и идеи, актуальность которых не потерялась с годами. Проект реализуется при поддержке Фонда Владимира Потанина.