Команда проекта «Что там с ОКН?» проанализировала, в каком состоянии находится 801 объект культурного наследия из областного реестра. Оказалось, что 38 домов-памятников превратились в руины, еще 56 домов уже призраки. Один из примеров — Дом Ярутина, снесенный в 2009 году.
Исчезают не только памятники, но и интересные исторические здания. Среди недавних примеров — конструктивистский ПРОМЭКТ и старинный дом Серебровских около ледовой арены УГМК, демонтаж которых планируют завершить в ближайшее время.
Мы решили посмотреть, что сейчас находится на месте исчезнувших зданий. В первой части спецпроекта «Исчезнувший Екатеринбург» — Дом Ярутина, телебашня, кинотеатр «Темп», баня «Бодрость» и техникум Верх-Исетского завода.
Дом Ярутина
Дом Ярутина располагался на кольце Белинского и Малышева. Он официально входил в реестр памятников. В апреле 2009 года здание незаконно снесли неизвестные, сейчас на его месте парковка бизнес-центра «Высоцкий».
Свердловская телебашня
24 марта 2018 года в Екатеринбурге демонтировали главный городской недострой — телебашню. Она стояла в центре города 30 лет и стала его символом. Сейчас на этом месте строят ледовую арену на 15 тысяч зрителей для ХК «Автомобилист».
Кинотеатр «Темп»
В день сноса телебашни Екатеринбург лишился еще одного здания — первого звукового и широкоэкранного кинотеатра «Темп» (22-го Партсъезда, 10). Экскаватор начал демонтаж около 10:00. Установить, является здание памятником или нет, сотрудники Управления госохраны объектов культурного наследия так и не успели. На месте «Темпа» планируют построить жилой комплекс.
Баня «Бодрость»
Легендарную баню «Бодрость» на Куйбышева, 42 построили в 1927 году по проекту архитектора Смирнова. Это была первая общественная баня, где мужчины и женщины мылись в разных отделениях. Здание не относилось к объектам культурного наследия, но общественники все равно пытались его спасти. Не получилось: баню снесли в июле 2018 года. На ее месте появится новая — филиал «Сандуновских бань».
Техникум Верх-Исетского завода
Большое конструктивистское здание на Нагорной, 12 начали сносить 17 января 2020 года. Общественники просили приостановить работы, пока не выяснится, является здание памятником или нет. Но его все равно снесли. На этом участке планируют построить трехсекционный дом, центром которого станет 32-этажная высотка.
Один из авторов проекта «Что там с ОКН?», архитектор Полина Иванова, вспоминает, что до 2009 года снос зданий-памятников в Екатеринбурге был распространенной практикой. После того как экскаваторщик разрушил Дом Ярутина, начались несанкционированные акции. Жители города потребовали, чтобы власти остановили снос памятников. Людей, демонтировавших Дом Ярутина, так и не нашли, но с тех пор сносить объекты культурного наследия никто не решался.
— Жители города также обратили внимание на то, что под снос идут здания, которые не являются памятниками, но имеют историческую ценность. В частности, это относится к зданиям в стиле конструктивизма. Снесли главный корпус «Городка милиции», здание техникума Верх-Исетского завода, баню «Бодрость» на Куйбышева. Последнюю особенно жаль, ведь это здание появилось в 1928 году, это ранняя постройка в стиле конструктивизма. С момента своего открытия и до демонтажа баня продолжала работать. Этот объект не был заброшен. Сейчас на его месте строят псевдоисторический комплекс, — рассказывает Полина Иванова.
Сейчас под угрозой модернистские здания, которые не поставлены на охрану. По мнению архитектора, их могут снести, серьезно перестроить, «зашить» в новые фасады или надстроить несколько этажей.
— Снос телебашни, реконструкция цирка (фасад обшили плитками из керамогранита, изменив его облик. — Прим. ред.) — первые тревожные сигналы. Сейчас у нас нет объектов 70-х годов, поставленных на охрану. То есть они не защищены. Между тем среди зданий много знаковых. Например, кинотеатр «Салют», ТЮЗ, ансамбль Октябрьской площади, здание Академии госслужбы и многие другие. Если ситуация не изменится, то в будущем мы увидим много перестроек, — считает Полина Иванова.
Один из путей сохранить эти здания — включить их в реестр, но сделать это удается не всегда. Так, например, произошло со зданием аэровокзала «Уктус», который так и не стал объектом культурного наследия.
— Еще один путь — объемно-пространственный регламент, с помощью которого можно сохранить параметры существующей застройки района. Если у девелопера появляется возможность снести двухэтажный особняк и построить на его месте тридцатиэтажку, убедить его не делать этого практически невозможно. Но если в историческом квартале принята максимальная высота строительства 5–8 этажей, то девелоперу, возможно, будет выгоднее сохранить историческое здание, ревитализировав его, — считает Полина Иванова.
Каждую неделю мы рассказываем об истории заброшенных зданий Екатеринбурга, в том числе и домов-памятников. Мы писали о судьбе заброшенной больницы в «Зеленой Роще», здания бывшего ДК «Свердлова» и дома купца Александра Лебедева на Сакко и Ванцетти. Также предлагаем прочитать историю здания в стиле советского модернизма, где когда-то находились мастерские Союза художников России.