
Вечером 10 января в Екатеринбурге при сносе обвалилась стена здания ПРОМЭКТа, выходящая на улицу Декабристов. Кирпичами завалило переход и киоск, стоящий возле конструктивистского здания. Обломки стены оказались на проезжей части. Ограждение, которое еще до Нового года установили рабочие, оказалось снесено. На место прибыли полиция, сотрудники МЧС и разных городских служб. Сейчас дело рассматривает прокуратура.
Мы спросили Владимира Конькова, владельца строительной корпорации «Маяк», которой принадлежит здание, что стало причиной обрушения стены.
— Вам уже удалось разобраться, что стало причиной ЧП?
— Не знаю, кто перевел это в ранг ЧП. Это обычный демонтаж. Как демонтировать по-другому? С помощью вертолета, что ли? По закону всемирного тяготения конструкции падают вниз. Какое же это ЧП? Есть впечатлительные люди, которые могли перевести обычный, рядовой факт в ранг ЧП. Позвонили и в МЧС, и в прокуратуру, и в администрацию, и в полицию. На самом же деле это обычный демонтаж. Вы видели демонтаж, который проводят без обрушения? Я не видел.
— Со стороны не было похоже, что падение стены планировали заранее.
— Почему? Мы специально выбрали время, когда на улице было мало людей. Мы заранее организовали оцепление, поставили ограждение. Наблюдатели стояли. Предусмотрели все, чтобы пострадать никто не мог.

— Почему фрагменты стены оказались на проезжей части?
— На проезжую часть попало несколько осколков кирпичей. Одна треть полосы была заранее нами оцеплена. По остальным полосам движение не останавливали. Мы в течение месяца говорим о том, что здание разрушается, оно в аварийном состоянии находится, перекрытия все сгнили! Поэтому прогнозировали, что и такое может произойти. То, что произошло, только подтвердило наши опасения. Предполагали и обрушение этой части стены, и потому даже решили несколько его ускорить, время специальное выбрали. Если бы стена обрушилась сама, а такое могло произойти, — вот тогда было бы непрогнозируемое ЧП. Мы предвосхитили это непроизвольное обрушение, все сделали по нормативам.



— Забор, который устанавливали рабочие, тоже рухнул. Было ли это запланировано?
— При демонтаже трудно спрогнозировать все, но мы смогли. Забор стал щитом, благодаря которому осколки не распространились дальше. Он свою роль выполнил. Сегодня мы его отремонтировали.
— Киоск, который находился рядом со зданием, также пострадал.
— Начнем с того, что мы предупреждали сотрудников киоска, что киоск находится в зоне обрушения. Они должны были предупредить владельца, у нас его контактов не было. Поэтому в момент демонтажа киоск был пуст. Сейчас мы разбираемся, почему киоск пострадал. В любом случае будем обсуждать это с владельцем, когда выйдет на нас, договариваться.

— Понимали ли вы, когда делали демонтаж, что часть стены обрушится на киоск?
— Специально повреждать киоск, конечно, никто не хотел. Но при сносе он все равно каким-то образом мог пострадать.
— Владелец киоска уже обратился к вам с требованием компенсировать урон?
— Я не знаю, обращался ли он. Но будем разбираться, почему не среагировал, когда предупреждали о том, что будет проводиться демонтаж.
— Предоставлял ли «Маяк» проект сноса и акт технического обследования объекта перед демонтажем в мэрию?
— Проект демонтажа есть, как и акт обследования. И мне вполне этого достаточно, чтобы решить вопрос о сносе здания. В мэрию мы направляли только уведомление, которое было ею согласовано. Мне было очевидно, что снос необходим. С кем я должен был консультироваться перед демонтажем как собственник, если я вижу, что здание разрушается?
— У прокуратуры, администрации города, полиции и МЧС сейчас есть вопросы к вам?
— Один впечатлительный наблюдатель, имеющий телефон, позвонил во все эти органы. Вот они и приехали. А не было бы доброжелателя со своими звонками — и никто бы не приехал. Шел просто обычный процесс демонтажа. Насколько я знаю, никаких замечаний со стороны этих органов предъявлено не было.
В полиции Екатеринбурга также прокомментировали ситуацию с обрушением.
— Произошло обрушение с частичным выбросом мусора. Утром мы уже видели, что завалы огорожены заборами. Проводится проверка, как МВД, так и прокуратурой, по итогам будет принято решение, — сказал начальник управления организации охраны общественного порядка Олег Тощев.
Ранее в компании «Маяк» рассказали, что на месте ПРОМЭКТа построят не только две 25-этажки, но и ТРЦ со спа-салоном и бассейном. В мэрии показали эскизы домов, которые хотят построить на этом месте.