Во время работы над проектом нового торгового центра на Эльмаше — Veer Mall — архитекторы фирмы «Алкута» вместе с заказчиком осмотрели несколько современных ТЦ за рубежом — в Сеуле (Южная Корея), Копенгагене (Дания) и Мальмё (Швеция). Тогда же появилось решение, что здание должно стать арт-объектом. На фасад не стали выносить логотипы брендов, сделав акцент на его форме — в виде волны (и обыграв название Veer Mall).
— Мы хотели создать деревянный фасад. Подобные решения используют во многих странах, например во Франции и в Германии. Но из-за особенностей российского законодательства сделать это не удалось. Есть требования пожарной безопасности: использование горючих материалов в объектах массового скопления людей недопустимо. Поэтому мы решили остановиться на алюминиевом, который выполнен под дерево, — рассказал глава фирмы «Алкута» Алексей Куковякин.
Геометрия кровли сделана таким образом, чтобы подчеркнуть объем главного входа, атриума и общественных пространств внутри здания. В основе — идея плавных переходов из одного пространства в другое и перетекания одной формы кровли в другую. Один из ведущих материалов крыши — стекло.
— Обычно, глядя на торговые центры сверху, мы видим огромное пространство кровли, на котором размещены вентиляционные и коммуникационные объекты. Здесь же все наоборот. Благодаря необычной геометрии кровля эффектно смотрится даже сверху. Рядом с комплексом появится высотная застройка. Люди будут смотреть на торговый центр сверху, и мы это тоже учитываем, — объясняет Алексей Куковякин.
Благодаря стеклянному потолку днем в торговом центре будет много света. Такое решение для Урала нетипично. Обычно люди попадают в закрытое пространство. Здесь же авторы хотели сохранить связь с улицей. Благодаря форме кровли снег легко сдувается ветром, поэтому крыша должна оставаться чистой даже в зимнее время.
Перед главным входом уже смонтировали гигантский стеклянный козырек, который защищает площадь от непогоды. Зимой здесь поставят елку и будет проводиться рождественская ярмарка, а летом расположатся кафе и рестораны. Также на этом месте будут проходить массовые мероприятия.
— В дневное время солнечные лучи, двигаясь с востока на запад, будут постоянно изменять геометрию фасада здания — благодаря падающим теням. Здание будет восприниматься по-разному, в зависимости от освещения, — рассказывает Алексей Куковякин.
Малая парковка находится перед торговым центром со стороны проспекта Космонавтов, главная парковочная зона скрыта под зданием комплекса на уровне земли. На втором и третьем уровнях расположатся торговые части. Также появятся остановки для автобусов и маршрутных такси.
В основе дизайна интерьера — сочетание белого цвета и дерева, которое создает ощущение уюта. Также внутри торгового центра будет много зелени. Дизайнеры решили использовать сочетание натуральных и искусственных растений.
Центром притяжения станет атриум. Всего в торговом центре их будет два. Перед атриумом смонтируют небольшую сцену (при необходимости ее можно будет вынести на площадь перед входом). Общественные пространства поменьше расположат слева и справа от эскалаторов. Их можно будет арендовать, чтобы устраивать праздники, рекламные акции или проводить встречи.
— Мы хотим, чтобы люди приходили в центр семьями. В нем будет и детский парк, и кинотеатр, и фуд-корт, и общественные пространства. Здесь можно будет не только что-то купить, но и провести время. Это то, ради чего сегодня люди ходят в ТЦ. Просто купить товар можно и в интернет-магазине, торговым центрам приходится с ними конкурировать. Поэтому мы уделяем такое внимание общественным пространствам, — говорит Алексей Куковякин.
В качестве примера Алексей Куковякин привел вокзал в Киото, который стал важным общественным пространством в городе.
— В 2011 году я был в Японии и специально съездил посмотреть на вокзал в Киото. Когда я увидел, как он используется, то был потрясен. На вокзале проходила церемония вручения аттестатов школьникам, рядом — свадебная церемония, тут же пожилые люди пели песни, а люди, которые ждали поезд, их слушали. Такое же многофункциональное использование пространства мы хотим реализовать и в этом торговом центре, — говорит Алексей Куковякин.
Для того чтобы посетители могли попадать в кинотеатр в ночное время, минуя ограждения, там сделали отдельный эскалатор. Он связывает паркинг и кинозалы. Главной достопримечательностью фуд-корта станет необычный потолок — крыша будет как бы перетекать во внутреннее пространство, вливаясь в него волной.
В торговом центре будет много мест для инсталляций. Одну из стен полностью покроют зеленью, в холле поставят платформу, которую можно будет использовать для рекламных акций. Конструкция сможет выдержать даже автомобиль.
Зеркальный лифтовой холл также должен стать арт-объектом — с помощью светодиодных технологий на него можно будет проецировать инсталляции.
Архитекторы говорят, что главной задачей было сделать так, чтобы пространство торгового центра могло постоянно меняться.
— Мир будет меняться, и центр вместе с ним. Мы хотим, чтобы здесь постоянно появлялись новые технологии, на которые люди придут посмотреть, и здание жило и развивалось вместе с городом, — говорит Алексей Куковякин.
На стройплощадку пока никого не пускают, но нам удалось посмотреть, что происходит внутри.
Мы писали, что в торгово-развлекательном центре откроется семизальный «мягкий» кинотеатр IMAX и парк развлечений, который займет 3000 квадратных метров, многоуровневые аттракционы будут достигать 14 метров.
Ранее в компании УГМК, которая занимается этим проектом, рассказывали, что общий объем инвестиций превышает 46 миллиардов рублей — эта сумма рассчитана на три проекта: трамвайную линию, торговый центр Veer Mall и жилой район «Изумрудный бор».