Мы продолжаем спецпроект о заброшенных зданиях Екатеринбурга. В новом выпуске — здание, построенное в стиле советского модернизма на Сони Морозовой, 161. В советское время здесь располагались коммунальные квартиры, в 80-е дом арендовал Союз художников России. Скульпторы переделали пространство под мастерские, которые просуществовали в здании в течение 35 лет. В 2017 году мэрия (собственник здания) подняла стоимость аренды, и художникам пришлось срочно съехать. С тех пор дом обветшал, и в нем поселились бездомные.
Реконструкция дома началась в 1985 году и проходила под руководством архитектора Николая Мамаева. Скульпторы лично принимали участие в перестройке дома.
— Мы реконструировали здание по спецпроекту вместе с бригадой строителей. Сделали четыре входа. Наверху была библиотека, внизу — туалеты и душ. Вместо пола постелили брус, который должен был выдерживать тонны глины. В отделке использовали дорогие материалы, в том числе мрамор, — вспоминает скульптор Людмила Кружалова, которая занимала одну из мастерских.
Помещения спроектировали таким образом, чтобы в них можно было создавать монументальные работы — высота некоторых скульптур достигала четырех метров.
— Мастерские были двухэтажными. На крыше сделали световые фонарики, чтобы обеспечить дополнительный источник света. У нас были антресоли, на которые можно было забраться и посмотреть на работу сверху, — вспоминает еще один скульптор Валентина Соколова.
В мастерских Союза художников скульпторы сделали большую часть своих работ. Именно здесь Андрей Чернышев и Юрий Крылов работали над барельефами для «Екатеринбург Арены», которую реконструировали перед чемпионатом мира — 2018.
— Все мастерские были рядом. Мы дружили, помогали друг другу. Вместе отмечали и дни рождения, и Новый год. В мастерской была хорошая творческая атмосфера, к нам часто приезжали иностранцы, — вспоминает Валентина Соколова.
После того как в январе 2017 года администрация Екатеринбурга потребовала выплатить налог на землю, скульпторам пришлось съехать из здания. Счет выставили сразу за 3 года, он составил 1 200 000 рублей.
— Мы не использовали землю вокруг здания, там были гаражи, но нас попросили заплатить и за эту территорию. Мы пошли в суд, где смогли доказать, что территорию присоединили незаконно. В итоге счет стал в 3 раза меньше. Мы собрали деньги, выплатили, что смогли, и уехали, — вспоминает Андрей Чернышев.
Работы из мастерской увозили в спешке. Под угрозой оказалась коллекция известного уральского скульптора, автора и соавтора многих памятников Екатеринбурга Петра Сажина. Места для всех работ в музейных хранилищах просто не хватало.
В мэрии конфликт со скульпторами не комментируют. Сейчас в горадминистрации ищут новых арендаторов, которые отремонтируют здание. Помещение долгое время пустовало, поэтому сейчас находится в полуразрушенном состоянии. Серьезнее всего пострадала кровля, которую не ремонтировали с 90-х.
Заместитель главы города по вопросам управления имуществом Игорь Сутягин рассказал, что в мэрии продолжают следить за зданием: входная дверь заколочена и закрыта решетками, часть окон закрыта фанерными и металлическими листами. Тем не менее, нашему корреспонденту легко удалось попасть внутрь через дверь, которая оказалась открыта. Точно так же туда попадают бездомные, которые живут в бывших мастерских.
— Мы до сих пор ходим туда, но теперь как на кладбище. Сейчас смотреть на это здание жалко, — комментируют скульпторы.
Архитектор Полина Иванова считает, что здание мастерских — уникальный архитектурный объект, пример советского модернизма, который необходимо сохранить.
— Это нетиповой проект. В здании гармоничные двусветные пространства для художников, скульпторов, оно перекрыто сложной, интересной деревянной кровлей с окнами верхнего света. В то же время это еще и важная историческая точка. Здесь работали известные скульпторы, авторы многих памятников и произведений монументального искусства. Здесь все сходится — и форма, и содержание. Восстановление не потребует серьезных усилий — все-таки это не здание гостиницы «Исеть» или «Мадрид», — считает Полина Иванова, которая занимается исследованием советского модернизма.
Ранее мы рассказывали об истории бывшего корпуса Лесотехнического университета на Ленина, 79, о судьбе заброшенной больницы в Зеленой Роще, здания бывшего ДК Свердлова и дома купца Александра Лебедева на Сакко и Ванцетти.