Если вы очень давно не бывали в районе Южного автовокзала, то сильно удивитесь, когда вдруг туда попадете. На месте избушек и старых многоквартирных домов советского времени выросли кварталы новых высоток, на фоне которых даже сам автовокзал стал каким-то маленьким и неприметным.
Советскую застройку в этом районе снесли, но кое-где она еще осталась. Один из таких выживших «ветеранов» — старый частный дом на две семьи с участком в Еланском переулке, 32. Раньше вокруг были десятки таких зданий, но постепенно жителей расселили, а их жилища снесли. Сейчас маленький домик соседствует со стройплощадкой, над которой уже возвышается почти готовая высотка. Ее окна смотрят прямо на заросший участок. С другого бока стоит еще один новенький многоквартирник пониже.
Мы узнали у хозяев, как живется в «доме из прошлого» и почему они остались на своем месте, когда все старые соседи разъехались.
Дом построили еще в 1937 году, его строил прадед Дмитрия Горшкова, уже несколько поколений семьи которого живут в нем. Дмитрий рассказывает, что месяц назад был вынужден покинуть родной дом, потому что его половина осталась без электричества.
— Я уехал ненадолго, и, пока меня не было, кто-то обрубил проводку. Без света жить нельзя, поэтому пришлось съехать, сейчас живу на съемной квартире, — рассказывает Дмитрий.
Половина дома стоит без жильцов. Из-за этого внутри, по словам Дмитрия, появилась сырость. А вот за стеной тепло и сухо: там живут Виктор Корницкий и его мама. В двух с половиной метрах от входа в их двор проложена строительная дорога. По ней техника завозит на стройку грузы. Это очень беспокоит хозяев.
Из-за вибраций их домик пошел трещинами и покосился, а его жильцы плохо спят, потому что слышат, как поздно вечером, а иногда и по ночам грузовики заезжают на стройку и выезжают обратно.
— Когда ездит техника, стены начинают трястись, — говорит Виктор Корницкий, и сразу же в разговор вступает его мама: — Конечно, мы тут как можем поддерживаем порядок, но если снаружи ездят тяжелые машины, что мы сделаем? Как специально сделано, чтобы мы здесь завалились и все.
Дом, действительно, «хромает». В маленькой прихожей ногами ощущаешь наклон пола. В сенях заметно перекосило стену под крышей, Виктор укрепил ее доской.
— Я живу в этом доме с рождения, более тридцати лет. История началась года три назад, с момента старта строительства первого жилого комплекса. Когда они начали строиться, то нарушили границы, загнали строительную технику на наш участок, разрушили все посадки бульдозерами. Мы с ними неоднократно пытались прийти к консенсусу, но не получилось. Они попытались заключить с нами договор, но условия были просто кабальные, — рассказывает Виктор.
Дмитрий утверждает, что представитель застройщика предложил им только три сотки земли на всех вместо двенадцати, которые занимает их участок. Это никого не устроило, а больше, по словам Дмитрия, никаких предложений жильцам не делали.
По проекту развития этой территории, который выносили на публичное обсуждение, на участке, где сейчас дом и огороды, должна находиться зона отдыха. Но кто ее должен строить и с кем обсуждать расселение — непонятно. Кстати, рядом стоят два двухэтажных многоквартирных дома. На их месте по плану — паркинг.
Хозяева дома на Еланском, 32 хотят, чтобы перестали ездить КАМАЗы вплотную к их дому. Да еще, чтобы разрешила администрация построить новый дом на их земле. Однако в последнем пункте они сильно сомневаются, так как убеждены, что администрация не согласует документы для строительства нового частного дома в этом месте. А значит, надо поддерживать на плаву старый домик.
— Мы бы хотели, чтобы застройщик убрал проезжую часть, потому что дом трясется, Он не выдержит этой стройки, он просто рухнет. По ночам ездят, это же невозможно! Мы готовы к диалогу, пускай предлагают варианты расселения. Но на диалог с нами никто не выходил. Соседей убрали, весь район отселили, а про нас почему-то забыли, — разводит руками Виктор. По словам его родственников, для чиновников этого дома уже как будто не существует. Во всяком случае, в базе «Почты России» дом найти уже не могут.
Депутат гордумы Екатеринбурга от Чкаловского района Андрей Пирожков говорит, что ранее администрация Екатеринбурга выпустила постановление о комплексном развитии территории в квадрате Чапаева — Чайковского — Авиационной — Циолковского. Оно рассчитано до 2025 года, и сейчас идет первый этап, в процессе которого должны построить дом и школу.
— Дом на Еланском переулке, 32, не входит в границы строительства капитальных объектов. Здесь, по плану, должна быть спортплощадка и зеленая прогулочная зона. У застройщика нет прямой обязанности выкупать землю и здания за пределами участка застройки, — рассказывает Пирожков, — Строительство объектов благоустройства, как и социальных объектов — это задача администрации города, которая всеми силами старается переложить эту обязанность на застройщика. Главная коллизия в этом: есть постановление мэра о поэтапном развитии территории, но сама администрация не планирует развивать этот квадрат. В результате жители дома остались в «подвешенном состоянии».
По словам депутата, он поможет жильцам обратиться в областной департамент госжилнадзора и запросит информацию о судьбе дома у мэра.
Мы обратились за комментариями в пресс-службу администрации Екатеринбурга, но ответа не получили.
Представитель застройщика «Ривьера Инвест», который занимается возведением ЖК «Белорецкий 2» рядом с частным домом, на запрос E1.RU ответил, что у компании есть все разрешительные документы для работы.
Ранее мы рассказывали про поселок на окраине Екатеринбурга, о котором забыли городские власти. Недавно на Уралмаше снесли частные сады втайне от собственников, чтобы построить там коттеджи. Мэр Екатеринбурга Александр Высокинский обещал разобраться в ситуации. В Екатеринбурге еще один район частного сектора застраивают многоэтажками: посмотрите, как сносили дома в Цыганском поселке. Такая же участь ждет и шикарные коттеджи на Уралмаше.